11 августа 2017
Z Без купюр Все выпуски

Ответы Николая Сванидзе на ваши вопросы


Время выхода в эфир: 11 августа 2017, 09:52

Ответы журналиста и историка Николая Сванидзе на ваши вопросы

Вопрос 1
bokarev_aleks:
Николай Карлович, как вы оцениваете деятельность Бориса Ельцина? Не привели ли допущенные им ошибки в последние годы к нынешнему положению страны?

Ответ
Вы знаете, я оцениваю деятельность Бориса Николаевича Ельцина очень высоко не только потому, что он формально первый президент России, но и потому, что ему очень многого удалось добиться.
А именно: он удержал Россию от гражданской войны; он обеспечил мирное начало, рождение нового государства на разрушенном старом, обеспечил мирное рождение России на разрушенном Советском Союзе; он обеспечил спасение от голода, и он наполнил прилавки едой и товарами; он добился того, что всё ядерное оружие на территории Советского Союза оказалось только в России, — мы можем себе представить, если бы оно было еще и на Украине, Белоруссии и Казахстане; — и наконец, он обеспечил преемственность России по отношению к Советскому Союзу во всех международных институтах. Это очень много.

То, чего ему не удалось добиться, на мой взгляд, было во многом объективно.
Ему сложно было, потому что старая советская номенклатура рвалась к власти. В 91-м, 93-м году он сдержал ее, а позже — у него не хватило сил для этого. И вот этот исторический тренд, о котором говорил еще Троцкий, о котором предупреждал Гайдар, он реализовался: номенклатура, и в частности, номенклатура силовая пришла к власти и пришла к обладанию собственностью. Этого ему предотвратить не удалось.


Н.Сванидзе: Мне кажется, что угроза распада России, к сожалению, достаточно реальна
Вопрос 2
Андрей, предприниматель, Украина, Донецк-Киев:
Здравствуйте. С какими параллелями в мировой истории можно было бы сравнить сегодняшние отношения Украины и России? Спасибо.

Ответ
Параллелей никаких нет, на самом деле.
Беспрецедентная ситуация у нас. Вообще, не всякая ситуация имеет исторические параллели, потому что если бы все имело параллели, то это бы значило, что нет исторического развития. Многое, что встречается, это беспрецедентно. И вот сейчас мы именно с этим и сталкиваемся, на самом деле. В частности, что касается отношений России и Украины. За месяц, за неделю до, скажем, Крыма, до того, как Крым войдет в состав Российской Федерации, мы не могли даже представить себе, что Россия потеряет Украину. А Россия ее потеряла на очень длительный период времени. Это беспрецедентно.


Н.Сванидзе: В случае малейшего ослабления федерального центра взбунтуются регионы
Вопрос 3
marta341341:
РПЦ захватывает земли, парки, дома, соборы и т.п. С чего вдруг такая бурная деятельность и как этому противостоять?

Ответ
Ситуация во многом допетровская.
Я напомню, что еще при татаро-монгольском иге монголы не трогали Русскую православную церковь, и не только не трогали именно веру, но они не трогали и церковную собственность. И это была, в общем, такая система договоренностей. И сейчас на общем таком архаическом поле церковь, как, кстати, и силовики, что называется в преферансе «отбирают свое».

Противиться этому в нынешней ситуации практически невозможно.
Для этого нужны по-настоящему сильные государственные институты. А когда они слабые, — а в России они слабые, — то сильные лоббисты, такие в частности как РПЦ, всегда будут сильнее слабых институтов.


Вопрос 4
andreykravchenko:
Говорят, не бывает пропаганды без информации, а идеологии без пропаганды. Информации сейчас с избытком, пропаганды тем более, а идеологии? Если не трудно, сформулируйте вкратце основные постулаты нынешней идеологической платформы РФ, если таковые, вообще, имеется. С уважением, Андрей.

Ответ
Что касается государственной идеологии.
Во-первых, речь идет не о платформе идеологической Российской Федерации, а об идеологической платформе нынешней власти. Действующую в какой-то определенный период власть никогда не надо путать со страной в целом.

И вот как раз идеологические принципы нынешней власти, они таковы.
Первый принцип: есть вечный лидер, который равен стране, он один, и, таким образом, речь идет о несменяемости власти – о несменяемости лидера и о несменяемости власти.

Второй принцип: это активная пропаганда иждивенчества.
Таким образом, это пропаганда беспомощности населения, его полной зависимости от государства.

Третий пункт: внешняя политика важней, чем внутренняя.

Четвертый пункт: главный принцип этой внешней политики, он, кстати, достаточно скромный, и амбиции очень скромны.
Если отсеять всё такое наносное типа бодание с Америкой, бодание с Европой, желание иногда прямое, иногда косвенное повлиять на внутриполитическую ситуацию в разных серьезных европейских, западных странах, — если это все отсечь, то остается одна главная амбиция и претензия на абсолютную власть на постсоветском пространстве.


Н.Сванидзе: Сильные лоббисты, такие как РПЦ, всегда будут сильнее слабых институтов
Вопрос 5
Mansur, business, USA, New York:
Здравствуйте Николай Карлович! Будет ли подписано продление договора о разграничении полномочий между Москвой и Казанью, ваше мнение? Почему Россия является федерацией только на бумаге, а по сути постепенно превращается все более в унитарное государство где все держится на силовых структурах и пропаганде? Спасибо!

Ответ
Вы знаете, на мой взгляд, продления договора о разграничении полномочий между Москвой и Казанью не будет – и на мой взгляд, это было бы правильно, — но боюсь, что его не будет.
Вообще, унитарность нынешняя, она, конечно, очень опасна. Потому что в случае малейшего ослабления федерального центра взбунтуются регионы, и может произойти то, что в конечном счете стало, может быть, главной причиной развала Советского Союза в свое время.


Вопрос 6
Игорь Иванович, служащий, Тюменская область:
Николай Карлович! Скажите, пожалуйста, как Вы считаете, насколько руководство страны реально и объективно оценивает нынешнее положение и статус нашей страны на международной арене? Есть ли, по Вашему мнению, среди высших чиновников люди, способные отстаивать и доказывать свою точку зрения на современную политику России? Или там царит сплошное единомыслие и согласие? Насколько востребована в верхах иная точка зрения, отличная от той, которая сплошным потоком льется из федеральных телеканалов? Спасибо!

Ответ
Никто не знает, на самом деле, насколько нынешнее руководство реально и объективно оценивает положение и статус нашей страны на международной арене.
Никто этого не знает, на мой взгляд, и не может знать, поскольку власть у нас абсолютно непрозрачна: наша власть – вещь в себе.


Н.Сванидзе: Мы не могли даже представить себе, что Россия потеряет Украину
Вопрос 7
Александр, пенсионер, Сасово:
У меня в семье и у моих близких пока терпимо — как говорили в СССР «от получки до получки». Но главное — это какое-то тревожное ощущение и беспокойство за будущее детей и внуков… Как у Вас, в Вашей семье, что радует, что беспокоит?

Ответ
Вы знаете, что нашу семью радует, что беспокоит — то же самое, что и у вас абсолютно, уважаемый Александр, те же самые печали, те же самые беспокойства, те же самые волнения.
Мы все живем в России и здесь полностью разделяем ваши настроения.


Вопрос 8
saksonez:
Уважаемый Николай Карлович! Мне кажется, что Россия прошла точку невозврата. После этого наступит ее распад и потрясения. Как вы оцениваете мой пессимизм по отношению к стране?

Ответ
Прошла ли Россия точку невозврата?
Вы знаете, мне кажется, что угроза распада России, к сожалению, достаточно реальна. И я считаю, что это именно то, чего мы должны сейчас больше всего опасаться — именно реальности этой угрозы. Что касается точки невозврата, то нащупать ее сложно. Но мне кажется, что она еще не пройдена нами.


Н.Сванидзе: Ельцин удержал Россию от гражданской войны
Вопрос 9
Любовь, пенсионерка, Санкт-Петербург:
Уважаемый Николай Карлович! В одной из книг Е.Т. Гайдар писал, что на вопрос: в чем его отличие от Явлинского, он отвечал: «В том, что он (Явлинский) не видит трагедии в расколе демократов, а я вижу». Демократы уже много лет не могут справиться с этой проблемой. Не в этом ли причина отсутствия реальной оппозиции? И что нужно сделать (и можно ли сделать?) сейчас, чтобы, наконец, объединить демократов?

Ответ
Да, наши демократы не готовы объединяться, и в данный момент мне это кажется невозможным.
Но главное – в обществе нет серьезного запроса на объединение демократов. Будет запрос общественный – будет живая жизнь на этом фланге. Пока ничего не говорит о том, что это произойдет в ближайшее время.


Вопрос 10
rexis:
Здравствуйте Николай Карлович. К вам вопрос как к историку. Как по вашему, мог бы процесс развития Советского Союза пойти по другому, если бы к власти не пришел Сталин? (помните все разговоры 89-90-х годов о" социализме с человеческим лицом"). Или путь развития России с момента прихода к власти большевиков был жестко детерминирован: индустриализация-раскулачивание-массовые репрессии и т.д.

Ответ
Вы знаете, социализм с человеческим лицом – это миф.
Мир не знает социализма с человеческим лицом. Были попытки его построении – в Венгрии, в Чехословакии в 68-м году, — но они были жесточайшим образом прерваны Советским Союзом военным путем, поэтому никто не знает, получилось бы или нет. Скорее всего, нет.

Скорее всего, реальный так называемый социализм, он человеческого лица не имеет, потому что те социалистические вроде как страны, которые мы сегодня имеем в виду, скажем, Швеция или Новая Зеландия, — это не социализм, это капитализм с человеческим лицом.
Это капитализм, социально направленный – вот что это такое.

Но отвечая на другую часть вопроса: «если бы не Сталин пришел к власти…».
Ну, такое могло бы быть теоретически. Тогда, наверное, было бы то примерно в Советском Союзе, что сейчас у нас, то есть пожили бы, обжились, потянулись бы к собственности понемножечку. Не стали бы резать всех подряд. Крови было бы гораздо меньше.

Я думаю, что это все равно был обреченный исторический эксперимент под названием Советский Союз.
Но я думаю, что, тем не менее, таких трагедий, какие мы пережили в 20-м веке, не произошло бы.

Однако я думаю, что приход к власти Сталина был в значительной степени исторически предопределен, потому что, во-первых, пришел к власти человек, который хотел захвата мира, и он к этому целенаправленно шел; а, во-вторых, пришел к власти человек, который фактически был воспринят как обещание порядка — жестокого, кровавого, страшного, — но порядка после страшного бардака революции и Гражданской войны.
Вот по этим двум причинам такой чудовищный диктатор как Сталин, я думаю, должен был прийти к власти после 1917 года. Он и пришел.

Комментарии

83

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


individualist 11 августа 2017 | 18:37

Перед приходом Путина к реальной власти, помню Сванидзе сокрушался: "Что же будет, если такой молодой и сильный Путин, вдруг, так вот, возьмет и неожиданно умрет!? Что же с нами тогда будет, что с нами будет!?!? Хоть ложись, да помирай!"
Быстро мимикрируют привластные индивидуумы, особенно, когда чуют скорый крах режима...


vla7815 11 августа 2017 | 20:18

individualist: Тогда многие ошиблись. В том числе и Б.Немцов. Но до сих пор многие еще не осознали свою ошибку. Сванидзе, думается, осознал. Так зачем на человека бочку гнать ? Есть масса, так называемых, сограждан, которые путина считают не душегубом России и населения, а чуть ли не наместником Бога.


individualist 11 августа 2017 | 22:40

vla7815:
Тогда многие ошиблись.
Так зачем на человека бочку гнать ?
===============
Ни разу не слышал и читал, чтобы Сванидзе сказал, что он ошибся в Путине...
А Вы слышали подобное? Захлебывался от восторга нарочито громко и публично, а "признал" свои заблуждения как-то уж слишком скромно, так скромно, что можно сказать, что и не признал...


palser 12 августа 2017 | 02:30

individualist:
Чего Вы хотите? Первые годы прихода Путина была некая эйфория: "Ну надо же, как приятно видеть и слышать такого нормального президента. Какого у нас еще не было". Все, что он говорил было так прекрасно! А главное, демократично. И появилась надежда, что теперь-то мы постепенно станем цивилизованными. Но прошло немного времени и мы не заметили (постепенно), что за словами президента ничего реально демократического нет. А есть ложь и только ложь. Вот тогда кое-кто и начал прозревать. Но это были "кое-кто", а остальных устроило то, что вливали полностью подконтрольные президенту и его людям СМИ. Ну и халявные нефтедоллары. Тогда было невдомек, что при безграничной власти одного человека все станет так, как стало сейчас. Но все еще впереди... Место здесь такое... проклятое


individualist 12 августа 2017 | 09:16

palser:
Чего Вы хотите? Первые годы прихода Путина была некая эйфория: "Ну надо же, как приятно видеть и слышать такого нормального президента. Какого у нас еще не было". Все, что он говорил было так прекрасно!
=================
Насколько же различным может быть восприятие одного и того же разными людьми!
А у меня сразу все вызвало отторжение: и то, откуда он "вышел", и неровная отрывистая речь и наглое заявление, что он ничего никому не обещает и абсолютно все. Но самое главное - откуда он. Первая мысль - и к чему все это было, пусть бы КПСС правила бы и дальше!
Жизнь все расставила по своим местам...


malcontent 12 августа 2017 | 12:30

individualist: Гораздо хуже когда такие как ты и теперь бубните что без него обойтись никак нельзя, что кто если не он и что уже привыкли. Прямо как watson, который привык к курительной трубке Холмса.


individualist 13 августа 2017 | 12:36

malcontent:
individualist: Гораздо хуже когда такие как ты и теперь бубните что без него обойтись никак нельзя
=============
Дружок, когда же это я "бубнил", что без него (кого? Путина, я догадываюсь) нельзя обойтись?!
Что-то ты попутал, красава!


alal666 12 августа 2017 | 22:17

individualist: Чего это Вы о крахе? Знаете, чем это пахнет?


tridrikh 11 августа 2017 | 18:38

ждем-с... развала россии. на маленькие кусочки. ядерное оружие надо свозить - в подмосковье. иначе, задавят... так забавно - страна дичает, а россия говорит о величии... власть просто наивно не думает об ответственности. я думаю - спросят в мире. жестко спросят. нельзя так по-дикарски себя вести. 21 век! власть россии искренне не понимает, как устроен мир... на ядерное оружие надеется.


yasnovilyashi 11 августа 2017 | 18:43

Н.Сванидзе: Мне кажется, что угроза распада России, к сожалению, достаточно реальна.
+++++++++++++++++++++++++++++++++
А мне уже это даже не кажется, в этом я просто уверен. До встречи Нового 2019 года.

Н.Сванидзе: В случае малейшего ослабления федерального центра взбунтуются регионы.
+++++++++++++++++++++++++++
Это один из сценариев распада. А их ещё столько и по другим объективным причинам. И главные - войнушки, воровство, отмороженная ложь и искалеченный, больной и умирающий холодильник.


yasnovilyashi 11 августа 2017 | 18:47


a_publisher
11 августа 2017 | 11:05

Господин Сванидзе уже много лет ведет себя, как кастрат...
Ничего другого от члена Общественной палаты РФ и Общественного совета Российского еврейского конгресса ждать не приходится...
+++++++++++++++++++++++++++++
Вы свихнулись насовсем или просто после травки все рамсы попутали и отойдёте? Член Общественной палаты - это не только не президент, не премьер, не думаки в палате №6, а даже не Сечин или Бурханович.


yasnovilyashi 11 августа 2017 | 18:55


borodin7777
11 августа 2017 | 11:46

"...Вы знаете, социализм с человеческим лицом – это миф.
Мир не знает социализма с человеческим лицом...." -а Китай! Смотрите темпы роста зарПлаты за последние 20 лет! Они уже обогнали нас, по этому показателю! Теперь к нам будут переносить производство из "первого" мира(((
++++++++++++++++++++++++++++
Так вас скоро три четверти планеты обгонит, но это не значит, что там социализм. Расскажите кем считать тогда долларовых китайских миллиардеров. А-а-а, догадался - миллиардерами с человеческими лицами. И почему вы так быстро разменяли Швецию, как более ранний и наиболее идиотический пример социализма?


borodin7777 11 августа 2017 | 23:18

yasnovilyashi: один из принципов социализма: «От каждого по его способностям, каждому — по его труду» ! Так что его нарушает наличие миллиардеров? А вспомним НЭП. Просто Китай и Швеция пришли к нему разными путями!


sasas 11 августа 2017 | 19:12

Сегодня уже национальные регионы втихаря бунтуют- на словах у них одно , но дела национальные у них совсем другие....


borodin7777 11 августа 2017 | 23:28

sasas: не надо мешать все в одну кучу, сев.Кавказ одно, Чечня другое, Татарстан третье, а уж Якутия и Чувашия, Тува и Чукотка совсем другое.


sasas 12 августа 2017 | 06:28

borodin7777: Престарелые члены политбюро ЦК КПСС также думали , а оказалось все наоборот - все руководители союзных республик оказались ярыми националистами ....


borodin7777 12 августа 2017 | 09:14

sasas: я и говорю: В зоопарке звери разные нужны". Есть такое понятие как- титульная нация. Так вот не во всех нацобразованиях они превалируют. Сложно представить амбиции хантов или ненцев, марийцев или евреев. Андропов ещё Аркадию волжскому и академику Велихову поручал разделить СССР на штаты на основе численности населения, производственной целесообразности, но слёг в больницу... И где были бы эти стареющие ярые националисты?


borodin7777 12 августа 2017 | 09:16

Вольскому


bascagain 11 августа 2017 | 19:28

Сванидзе - потомок большевистских упырей самого высокого ранга - такой же упырь...


klink 11 августа 2017 | 20:32

//За месяц, за неделю до того, как Крым войдет в состав Российской Федерации, мы не могли даже представить себе, что Россия потеряет Украину. А Россия ее потеряла на очень длительный период. //

Это из-за империализма Украины. Она, видите ли, хочет, чтобы регионы были в её составе, желают они этого или не желают. Россия такая же империя, но в конфликте с Украиной она выступает на стороне демократии в части права регионов на самоопределение. Так же, как Гитлер был демократом в отношении Австрии и Судет.


spitac 11 августа 2017 | 21:32

klink: "Это из-за империализма Украины. Она, видите ли, хочет, чтобы регионы были в её составе, "

Ну и мыслитель! Разве есть страны, которые мыслят по-другому?


aleksandrfedorov 11 августа 2017 | 22:24

klink: Вы, прежде чем писать глупости, хоть бы прочитали определения, что такое империализм, и какое это имеет отношение к Украине?Это не империализм Украины, а политика поддержки сепаратизма и аннексия, проводимые нынешней российской властью.


gbborg 11 августа 2017 | 21:03

Потеря Украины - это еще один плюс-пункт для самоутверждения на российском престоле сами понимаете кого?


(комментарий скрыт)

neputinoid 12 августа 2017 | 00:03

Согласен с Вами, г-н Сванидзе,


vdv_4462 12 августа 2017 | 04:13

Во многом согласен.


mis1967 12 августа 2017 | 07:10

В развитых странах может быть приемник на должность главы государства?


dfktuhf 12 августа 2017 | 07:26

//мне кажется, что угроза распада России, к сожалению, достаточно реальна. И я считаю, что это именно то, чего мы должны сейчас больше всего опасаться — именно реальности этой угрозы.//
Вы так это говорите, как будто это что-то плохое.

Никак не могут люди изжить в себе имперские замашки.
ИМХО, распад России - скорее благо. До тех пор, пока страна будет управляться из центра, забирая все налоги и раздавая их потом "с барского плеча", регионы будут находиться в подчиненном положении, и никто не будет ничего делать для жителей этих регионов.
Асфальт потому и кладут на снег, что деньги пришли к ноябрю, и если их не "освоить" - в следующем году могут уже и не прийти. А раньше ноября эти деньги прийти не могут - по той простой причне что слишком длинная цепочка между городским налогоплательщиком и укладчиком асфальта в этом городе, и они оба не подозревают о связи между ними.


horax 12 августа 2017 | 09:42

"Социализм" = шариковщина.
Он может быть только с собачьим "лицом".
В "совке", равно - как в Швеции (про Новую Зеландию не знаю).
***
Однако целью коммунистов был НЕ "социализм".
Помните песню: "наш паровоз вперёд лети...".
Но до коммуны "паровоз" "не долетел": сталин увёл "паровоз" в тупик "социализма", последыши сталина - столкнули его с рельсов.
***


greko 12 августа 2017 | 21:21

+++А Россия ее потеряла на очень длительный период времени. Это беспрецедентно.+++

Беспрецедентно другое было бы. Потерять Украину вместе с Крымом. А так, всё ок, более-менее, и Донецк отжали, и Луганск, тоже немало.

Вообще, осуждать историю с Крымом, после того, что юкрейновцы сотворили на Донбассе, может только подонок. Карловича позиция в данном вопросе нуждаецца в прояснении. К кому мы его отнесём....


com30 12 августа 2017 | 21:35

//еще при татаро-монгольском иге монголы не трогали Русскую православную церковь//

Для человека позиционирующего себя как профессионального историка, надо бы знать, что во времена Золотой Орды "Русской православной церкви" кратко РПЦ, не существовало. Это медийный стереотип последних лет. РПЦ появиться только под занавесь СССР в 1988г. когда Московская православная церковь, переименует сама себя в РПЦ. Если Сванидзе, имел ввиду не церковь Московии, а церковь Руси, так называемой "Киевской Руси", то она никогда не находилась в юрисдикции Золотой Орды, и вообще всегда была в другом государстве. Мало того она не называлась ни РуССкой и даже не Руской, а являлась Константинопольской православной церковью, (Константинопольский патриархат) а в Руси была ее "Киевская метрополия Константинопольского патриархата" Если по простому, в Киеве находился митрополит Византийской церкви.
И это еще не все, до 1589г. в Московском царстве были только разнородные христианские секты, одной из которых была арианская церковь, широко представленная в Азии и на территории Золотой Орды включая Московию, именно эту церковь, Великие ханы Золотой Орды и не притесняли, ведь она так же считала Христа только пророком, как и мусульмане. Настоящее апостольское православие в московское царство, придет только после 1589г. когда московский царь татарин Борис Годунов, взял под арест своего гостя, Константинопольского патриарха, и под угрозой смерти вынудил его признать Московскую патриархию как апостольскую церковь. О Русской Православной церкви, можно говорить с времен Горбачева, или с времен РФ, но не с времен Золотой Орды. Хотя не историкам, как Проханов или Путин, можно городить что попала, даже про РПЦ под марсианским игом.


yasnovilyashi 12 августа 2017 | 21:54


borodin7777
11 августа 2017 | 23:18

yasnovilyashi: один из принципов социализма: «От каждого по его способностям, каждому — по его труду» ! Так что его нарушает наличие миллиардеров? А вспомним НЭП.
+++++++++++++++++++++++++
Всё смешалось в доме Ростовых (почти по Толстому) и каждому по труду, и НЭП, и наличие миллиардеров. НЭП это не социализм, а временное отступление (читайте Ленина). А основа социализма это государственная собственность на средства производства, но никак не частная. Частная собственность на средства пороизводства это не социализм, а НЭП или капитализм. А то что вы назвали "одним из принципов социализма" это лозунг - сегодня один, завтра другой, а послезавтра третий.

Просто Китай и Швеция пришли к нему разными путями!
+++++++++++++++++++++++++++
Обалдеть! И то, и другое капитализм, только Швеция это капитализм плюс демократия, а Китай - капитализм минус демократия. И гитлеровский национал-социализм это тоже капитализм, только минус три демократии и плюс четыре произвола, а слово социализм присутствовало для понтов фашистов-пролетариев.


greko 12 августа 2017 | 22:13

yasnovilyashi: Нет, Китай, это капитализьм плюс диктатура. Диктатура настоящая - КПК. В современном мире, как мы знаем из трудов самых именитых политологов и экономистов, диктатура может быть не менее успешной моделью, чем демократия. В смысле материального достатка своих граждан, а также - личных свобод. Почему сейчас такой наезд на РФ? Ответ простой - модель вполне успешно конкурирующая. И в будущем - представляющая собой что? Альтернативу мирвому, типа того, порядку на огромной территории евразии. Благодаря чему? Деньгам, общему языку, привлекательному образу жизни, благодаря, опять же, чему? Правильно, доходам государства и ничем не ораниченным личным свободам дорогих сограждан.....Вот так вот дело обстоит, не бином Ньютона.


yasnovilyashi 12 августа 2017 | 21:59


greko
12 августа 2017 | 21:21

+++А Россия ее потеряла на очень длительный период времени. Это беспрецедентно.+++

Беспрецедентно другое было бы. Потерять Украину вместе с Крымом. А так, всё ок, более-менее, и Донецк отжали, и Луганск, тоже немало.
+++++++++++++++++++++++++++
Значит понимаете, что "отжали". Тот, кто ожимает кошелёк зовут карманником, кто отжимает вещи, квартиру или что другое зовут грабителем. А вы тогда кто, фашист что ли?


greko 12 августа 2017 | 22:05

yasnovilyashi: На войне, как на войне. Мы много чего отжали по ходу, начиная от Кёниксберга. Кто начал стрелять первый - тот агрессор. Потеряли территории, ну бывает. Надо было не стрелять, тогда мож. и обошлось бы....


andreykravchenko 16 августа 2017 | 13:32

Николай Карлович, спасибо за ответ. Понимаю, что Ваш выбор был основан на объективных критериях отбора вопросов, отражающих, с Вашей точки зрения, насущные и важные стороны "текущего" момента. Но тем не менее, и мне было доставлено определённое нарративное удовлетворение, упорядывающее моё собственное мировозрение. Плюсом к этому можно добавить и интерес Ваших читателей к моей скромной страничке на Эхе, отмеченный одномоментным всплеском количества пользовательских просмотров.

А вот что на этой неделе Ю. Латынина сказала об идеологии нынешней власти: "Очень цинична была эта система до 2014 года. У нее ж не было идеологии, у нее был пиар. А пиар отличается от идеологии тем, что идеология – она диктует правителю, как поступать, а пиар ничего не диктует, он просто оправдывает любое действие."

А я бы добавил - ложь, шантаж и провокации. Вот инструменты той идеологической страты "силовичков", так выпукло заявивших о себе в 2014-м. 2014-й - точка отсчёта, обиженная максима олимпийского героя, обделённого присутствием на своём купленном триумфе тогдашних мировых западных лидеров. Обама, Кэмерон, Оланд и Меркель. Кто знает, не прояви тогда они общую солидарность на неприемлемость не к месту принятого госдурой закона о российских пидарасах, глядишь, и с Крымом была бы другая коллизия. И надобность в идеологии была бы сдвинута во времени...

пс. Да, и от себя, хотя, может быть и простое совпадение, но тем не менее - сестрёнку отпустили, спасибо!

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире