zbenarie

Зеев Бен-Арье

21 июля 2017

F

На одной из баз Армии обороны Израиля была зафиксирована кожная инфекция. Беда в том, что была она весьма массовой — в лазарет обратилось около двухсот военнослужащих. У большинства из них было диагностировано стрептококковое — импетиго — инфекция, возбуждаемая стафилококками, неприятная, но обычно быстро подвергающаяся лечению. Агентство «Палестинский информационный центр», курируемое террористическо организацией ХАМАС, поторопилось обозвать происходящее на этой базе ни много ни мало, как «эпидемией чумы». «Тысячи сионистов заражены этой средневековой болезнью» — кликушествует ПИЦ. Излишне говорить, что никаких симптомов «бубонной» не выявлено, но пришлось обратить внимание на весьма опасный «симптом», впрочем, как говорят, совсем из другой оперы. Вы, возможно, обратили внимание на сказанное выше: «У большинства было диагностировано импетиго». А у остальных? Оказывается эти остальные, воспользовавшись массовостью инфекции, просто ее стимулировали: мол, чешется сильно. Чтобы «откосить» от учений. Нехорошо и нехарактерно для израильской армии. В конечном счете, заболевшие вылечены, симулировавшие наказаны.

На рассмотрение ООН представлены аэрофотоснимки, на которых видно, что иранское военное командование метит Маген Давидами объекты и точки на местности, которые являются целями для поражения ракетами во время учений. Может быть это поможет иранским ракетчикам быть поточнее, чтобы не вышло как в июне, когда из семи иранских ракет, выпущенных по объектам «исламского государства» в районе Дир аз-Зур в Сирии, к целям приблизились только две, а остальные затерялись на просторах как Сирии, так и Ирака.

Руководство радикальной организации «Исламское государство», обеспокоенное падением боевого духа среди рядовых членов ИГ*, предприняло новый ход для его поднятия. Оно оформило не более и не менее как «паспорта в рай» для особо отличившихся бойцов. Подобные документы, кстати, изготовленные на очень качественной бумаге и с прекрасной полиграфией, были обнаружены в ходе боев за оплот игиловцев — сирийский город Раку. На корешках так и написано по-арабски и по-английски «Паспорт в рай», где «шахида» (отдавшего жизнь во славу ислама) с максимальной благосклонностью ожидают семьдесят две девственницы (на каждого). Вот пишу я это и думаю: а если число «шахидов» вдруг действительно в одночасье так резко увеличится, где же напастись на каждого по семь десятков девственниц.

Арабские представители в ООН, в частности, в Совете по правам человека обвиняют израильскую агрессию во всех бедах палестинского общества, включая рост домашнего насилия в отношении женщин. В этом плане небезынтересны указания исламских религиозных авторитетов, которые испокон веков утверждали, что мусульманин имеет право бить жену, но делать этот должен в соответствии с предписаниями Корана — не по лицу и, не нанося ей тяжелых увечий. Неужели и это говорилось и говорится под влиянием израильской агрессии?

Египетский священнослужитель Абдель Вахаб Аль-Малики является большим приверженцем женского обрезания. Оно, по его мнению, имеет большие медицинские и связанные с этим финансовые (не надо тратиться на врачей) преимущества. А первыми клеймителями подобного обряда у мусульман были кто? Разумеется, евреи, поведал Аль-малики. А почему? Потому что не хотели, чтобы ислам был чистым, цивилизованным и прогрессивным, утверждает египетский исламский авторитет. Отмена женского обрезания, говорит он, ведет к падению морали, что и нужно евреям, чтобы захватить власть над миром. А необходимо женское обрезание, как учит председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа муфтий Исмаил Бердиев, «чтобы женскую прыть немного успокоить».

На побережьях все морей в Израиле разгар сезона. Полно туристов, в том числе из России. Большинству очень нравится. Некий турист из России, однако, пожаловался (разумеется, как положено, в письменной форме): «Безобразие! Я купил очень дорогой тур с проживанием в пятизвездочном отеле на берегу Мертвого моря, но в гостинице работал только тренажерный зал, а проката ласт и масок для подводного плавания не было». Для тех, кто не понял, что здесь смешного, поскольку не бывал на Мертвом море и не знает о его особенностях, поясним: содержание солей в водах этой акватории столь высоко, что попадание ее на слизистую, а особенно в глаза, вызывает нестерпимые резь и жжение, так что не то, чтобы нырять, а вообще погружаться с головой не рекомендуется. Поэтому пусть скажет «спасибо» администрации гостиницы за то, что не предложили ему аксессуары для подводного плавания.

* организация запрещена на территории РФ

В составе еврейской сборной Бразилии на 20-й Макабиаде в Израиле выступает Рональду. Да, это правда, только речь идет не о прославленном игроке мадридского «Реала» Криштиану Рональду, а о его сыне Рональде. Еврейство Рональда тоже, между прочим, под сомнением, так как его отец тщательно скрывает личность матери, но молодой Рональд принимает участие в еврейских спортивных играх, к слову сказать, в этом году вышедших на третье по численности место в мире после Олимпиады и чемпионата мира по футболу. На нее прибыли около 10 тысяч представителей из более 80-ти стран. Соревнования проходят по 45 видам спорта. Да, евреи бегают, прыгают, плавают, играют в мяч, борются. А лучше всего, судя по спортивным достижениям Израиля, выступают на татами дзюдо, управляют яхтами, играют в баскетбол.

Еврейский дзюдоист, еврейский яхтсмен или русский легкоатлет или русский штангист, — важно ли указание на национальность? Очень, ведь спорт, во-первых, объединяет, что особо важно в случае евреев, разбросанных все еще по свету. А во-вторых, достижения в спорте вселяют гордость в душу народа — «А наши-то дали, показали им!» Недаром подавляющее число соревнований высокого уровня проводится среди национальных сборных.

Не знаю, будут ли на Макабиаде результаты мирового значения, но она вместе с другими событиям, произошедшими на этой неделе, навели меня на некие мысли по поводу национальности и так называемого интернационализма, которыми я хотел бы с вами поделиться.

Один из крупнейших дирижеров гражданин России Павел Коган провозгласил в интервью по израильскому телевидению, имея в виду прежде всего самого себя, что артист, по определению — гражданин мира, а искусство не имеет границ. Относительно второго у меня нет никаких возражений, а вот по поводу «гражданина мира» мне представляется, что это на самом деле не что иное, как синоним «инвалида по национальности», человека, отказывающегося от своей принадлежности к общности, к которой он приписан по рождению, которая наделяет его душой и характером. Подлинный интернационализм не в том, чтобы объявить, что нет «ни эллина, ни иудея», не в том, чтобы отрицать национальность, а в том, чтобы гордиться своей и свято уважать чужие. Между прочим, еврейские писатели, писавшие на идише, были едва не поголовно уничтожены в СССР за национализм большим «интернационалистом» Сталиным.

Но это дела давно минувших дней. Давайте к сегодняшнему. В Москве безвременно ушел из жизни журналист, блогер, общественный деятель Антон Носик. Он репатриировался в 1990 году в Израиль, писал в русскоязычной прессе, в основном на экономические темы. Я в них мало что понимаю и мало ими интересуюсь, но его статьи, даже для таких, как я, читались как бестселлер . Но не в этом дело. В конце 90-х Антон Носик вернулся в Россию, из которой репатриировался в Израиль, и стал создателем многих блогов и сайтов, как его называли, «первопроходцем российского интернета». Заметьте, российского, порой с общегуманитарными целями. При этом он не снимал кипы и не переставал подчеркивать свое еврейство, в котором черпал силы для служения общечеловеческому благу. Антон Носик в самом, что ни на есть, интернациональном пространстве не был «гражданином мира», как дирижер Павел Коган. И, слава Богу.

Я недавно говорил по телефону со своим близким приятелем Марком Зайчиком, по-моему, одним из самых интересных прозаиков, пишущих в наши дни по-русски. Зайчик, приехавший в Израиль в начале 70-х, читал в детстве книги по-русски, думал по-русски, не только в повседневности, но и в творчестве, и не мог писать не по-русски. А поскольку не писать он не мог, то и делал это. Тем не менее, пользуясь русскими средствами выражения, Марк Зайчик, сын реб Меира, которого многие почитали как цадика еще в Ленинграде до репатриации семьи в Израиль — так вот, Марк Зайчик — еврейский писатель не только по сюжетам, но и по еврейскому миру его чувствования и творчества. Он не гражданин мира.

Так же свято служит литературе, причем, мировой литературе, но как еврейский русскоязычный писатель и Эли Люксембург, который, между прочим, вместе с братьями Григорием и Яковом, внес немалый вклад в развитие еврейского спорта, включая и Макабиадный.

Нет, я решительно за Эли Люксембурга, за Макабиаду, за Антона Носика, за Марка Зайчика, а не за гражданство мира, которое лишает корней и важнейшего для каждого человека, а тем более деятеля культуры, отсека души и ума.

В последнее время в Израиле в очередной раз обострился спор о так называемом религиозном засилье и, в частности, о тенденции «охмурения» детей в учебных заведениях, затягивании их в «трясину религиозности». Вопрос соотношения религии и государства или общества, разумеется, не чисто израильский, он универсальный, но у евреев дела обстоят в этом плане и вправду несколько иначе.

У других народов национальность и религия — это совсем не одно и то же, и они не связаны мертвой хваткой. Кроме наиболее распространенного «русский и православный», может быть русский и магометанин, русский и приверженец иудаизма, русский и буддист, оформившие официально или нет принятие той или религии. У евреев не тут-то было — вариантов нет: национальность и религия однозначны, еврей и по тому и по тому признаку, другого не дано. А «выкресты»? Еврей, перешедший в другую религию, лишается права именоваться евреем. Я уже не говорю о том, что некоторые религиозные евреи объявляют по своим детям, сменившим иудаизм на другую веру, траур, как по умершим.

Иногда, впрочем, относительно редко, подобный переход совершается осознанно — еврей изучил суть иудаизма и суть христианства, и второе показалось ближе его сердцу и разуму, чем первое. И это вряд ли можно не назвать предательством, таким же, как отказ от папы и мамы, бабушек и дедушек, от семьи, от народа. Но это хоть как-нибудь можно понять.

Но если еврейский мальчик или девочка в ассимилированной семье о еврействе, кроме анекдотов с картавым «р», слыхом ничего не слыхивал, например, в силу воинствующего атеизма в былом Советском Союзе. Так же, как, впрочем, и о любой другой религии. А потом узнал о богоискательстве светлых русских умов и сам устремился туда же. Получается, однако, что это переход в христианство не от еврейства, а от непростительного невежества, незнания своих корней, что никакого понимания вызвать не может.

Похоже обстоит дело и с дихотомией: верующий — неверующий. Наиболее распространенная подоплека неверия — это незнание. Между тем, без Торы, без Танаха не существует и истории еврейского народа, его корней, его духовной культуры. Но случается, что человек, превращенный в инвалида дремучим атеистическим окружением своего детства, хочет сделать инвалидом и свое потомство и сразу в крик: «Да это же религиозная пропаганда! Прекратить!».

Да что я все вроде бы про выходцев из бывшего социалистического рая? Рассказывают, что министерство просвещения Израиля предложило направить в сеть школ в Тель-Авиве, где не хватает учителей, на подмогу девушек, проходящих так называемую альтернативную национальную службу Но в муниципалитете Тель-Авива напрочь отказались: эти девушки в большинстве своем религиозные и затянут детишек в свой омут. Пусть уж лучше вообще чего-то недоучат, чем учить это с религиозным оттенком. Не кощунство ли?

Теперь перейдем на личности. Кто такие «религиозные»? В Израиле есть ортодоксы, которые, например, не хотят, чтобы их дети служили в армии, и национально-религиозный лагерь, представители которого в кипах составляют зачастую едва ли не большинство среди офицеров в элитных подразделениях.

Ортодоксы — это тоже не непогрешимые хранители Божественного промысла, это люди, их лидеры — политические деятели со своими интересами, и с ними вовсе необязательно соглашаться. Смешение религии и политики вообще вещь, по-моему, весьма нежелательная. Но партии, представляющие ультрарелигиозный электорат, ведь нельзя закрыть. Тогда надо запретить и партии пенсионеров и репатриантов из разных стран и вообще все партии, объединяющие по принципу, отличному от политической направленности. А это нереально или по крайней мере весьма сложно. Но кто сказал, что должно быть просто? Только недовольство руководством ортодоксальных партий недопустимо переносить на веру и религию и вместе с водой выплескивать младенца.

Кстати я недаром пишу «вера и религия». Для меня первое — это принятие идеи боготворенности мира и духовных заветов. Второе же включает в себя и выполнение практических заповедей. И то и другое, конечно, цельное и неотделимое друг от друга. Но в иудаизме существует понятие «младенца, попавшего в плен». Имеется в виду еврей, который с детства был оторван от иудаизма, от религиозного уклада. С такого человека спрос совсем не такой, как с воспитанного в традиционной религиозной семье. И он, «младенец, попавший в плен», коль скоро он осознал святость еврейских корней, должен найти в себе силы вернуться к исполнению заповедей, но следует учитывать, что ему это дается значительно труднее.

Визит председателя Кнессета Юлия Эдельштейна в Россию, конечно, знаковый. Я, правда, не в восторге от рассусоливания прессой истории о том, как Эдельштейн прошел по местам боевой славы в Москве – где он преподавал иврит, где его арестовывали и судили, где держали в заключении. Пережитое, пусть и тяжелое, приятно вспоминать, когда сейчас ты «на коне», когда твой путь оказался победным, причем, не только твой лично, но и движения, которому ты служил – сионизма над «держать, не пущать, сажать» советской бесчеловечной машины.

Однако сколько бывших отказников, борцов за алию, подвергавшихся преследованиям не меньшим, а некоторые и большим, чем Эдельштейн, скромно доезжают теперь, если удастся собрать денег на авиабилет, до бывших советских республик, из которых когда-то вырвались, и стоят в задумчивости перед милицейскими участками, где их задерживали, и зданиями ГБ, куда доставляли на допрос, думая: «Как мы на такое безумие тогда решились?» и рассказывают о тех днях детям.

Нет, к Юлию Эдельштейну у меня не приведи Господь, нет никаких претензий – он сделал все очень пристойно и достойно и в личном, и в государственном плане, а вот такой шабаш, который устроила пресса, по крайней израильская, из его посещения Бутырки, производить, может, и не следовало.

Другое дело официальные переговоры председателя Кнессета с российскими представителями и в первую очередь с министром иностранных дел Сергеем Лавровым. Судя по пресс-релизу российского МИД, приоритетной на встрече была тема недопущения героизации пособников нацистов в годы Второй мировой войны.

Тема эта, хотя и звучит как нечто совершенно однозначное (кто же за прославление пособников нацистов?), на самом деле весьма каверзная. Гнев российских руководителей вызывает не только пособничество неких сил тех времен немцам, но в не меньшей степени и то, что они были направлены против советского управления теми или иными республиками из Москвы.
Да, конечно, не самый лучший выбор пойти ради противостояния какому-либо злу на союз с другим злом, возможно, даже большим. Но даже когда, скажем, украинские националисты понимали, что немцы им не спасители, и те зачисляли украинских националистов во враги Рейха, последние не сворачивали своих антибольшевистских знамен и гибли от  рук и тех и других – и немцев и советской армии, а правопреемники СССР считают их своими злейшими врагами до сих пор.

При этом, некоторые из украинских «самостийныкив» были не чужды антисемитизму и мстили евреям и за то, что евреи, и за то что, как считалось, они пособники коммунистов. Но уместно ли разбираться, каков был главный мотив погромов, когда в них гибли мирные жители, женщины, дети?

Жаль, что в Украине именно из них, например, Жухевича, делают национальных героев. Да, Жухевич был украинским «незалежныком», и у него есть заслуги перед своим народом, но есть на его руках кровь евреев (пусть даже, скажем, что существуют подозрения, и весьма серьезные, что есть). Неужто нет в украинском национальном движении людей с незапятнанной репутацией, именем которых называть улицы и проспекты?

Поэтому России несомненно выгодно заручиться поддержкой Израиля в «недопущении героизации пособников нацизма». Только я предпочитал бы  оплакивать свои жертвы и ненавидеть их убийц отдельно и не за то, что они еще и были антисоветчиками.
К тому же оплакивает ли Россия вместе со мной жертв терактов, совершенных в Израиле убийцами из ХАМАС и «Хизбаллы», с которыми у Москвы столь тесные отношения, что их можно считать едва ли не союзниками России на Ближнем Востоке? А стремление России всячески крепить отношения с Ираном, не скрывающим, что его цель уничтожение еврейского государства?
На эти вопросы, звучавшие в выступлении председателя израильского парламента в Совете Федерации РФ и, стало быть, скорее всего заданные и Лаврову, определяющему внешнюю политику России, ответов по-видимому, дано не было. А жаль.

Напоминаю, что более или менее серьезные материалы я перемежаю подборками нетривиальных фактов и курьезных откликов СМИ на события в арабском и еврейском мирах на Ближнем Востоке и за его пределами. Перед вами уже десятая такая подборка.

Первый случай, о котором я хотел бы рассказать, вовсе не смешной, а весьма прискорбный: дикий кабан укусил за руку десятилетнюю палестинскую девочку в деревне недалеко от Дженина в Самарии. Она отделалась относительно легкими повреждениями, то есть, переживать за ее судьбу нет особых оснований, и поэтому я позволю себе привести вызывающие по крайней мере улыбку реакции на это происшествие со стороны палестинцев и израильских пропалестинских организаций. Первые утверждают, что сионисты специально выводят этих животных и мало того – натравливают их на палестинцев. Вторые, более интеллектуальные и изощренные, не позволяют себе подобную чушь, но все-таки обвиняют Израиль. По их версии, все дело в разделительной стене, которой еврейское государство отгораживается от палестинских террористов. Из-за нее якобы изменился ареал обитания диких кабанов, они вынуждены искать пропитание ближе к человеческому жилью, и результат – покусали палестинскую малышку.

Семейная пара Каабне проживала в палестинском населенном пункте Ат-Тиба, и жили они, мягко говоря, не припеваючи — нарожали массу детей (девятерых), а  кормить их было нечем. Потому муж и жена часто ругались между собой, и он угрожал отправить ее обратно в Иорданию, откуда взял, что было бы для женщины просто стыд и позор. И бесчестью она – Асия Каабне решила предпочесть героическую, по палестинским представлениям, смерть – совершить теракт. Обиженная на мужа женщина взяла нож и пошла нападать на израильских солдат. Теракт не получился (она лишь слегка оцарапала одну девушку-военнослужащую), не «заладилась» и мученическая смерть. Асию не застрелили, а арестовали. Впрочем, финансовую проблему своей семьи ей, возможно, все же удастся решить – родственникам палестинцев (и соответственно палестинок), отбывающих в израильских тюрьмах заключение за террор, власти ПНА платят, как известно, неплохое денежное вспомоществование.

Что только не может послужить, говоря на современном сленге, фишкой для рекламной кампании. Палестинский лидер Марван Баргути, отбывающий по сути бессрочное заключение (5 пожизненных плюс 40 лет) за террор и убийства и прочимый на самый высокий пост в палестинско иерархии, объявил вроде бы голодовку в израильской тюрьме, но видеокамера застала его тайком подъедающим печенье и вафли в туалетной кабинке. Популярнейшая в Израиле компания Pizza Hut откликнулась на это рекламой: «Баргути, если уж нарушать голодовку, разве не лучше отведать нашу пиццу?». Палестинцы оскорбились и призвали бойкотировать Pizza Hut. Компания, разумеется, перепугалась не на шутку и принесла извинения – мол, ошибочка вышла, никого не хотели обидеть.

Израильские власти наложили запрет на въезд в страну греческому епископу Серафиму за резкие антисемитские высказывания. Серафим назвал такое решение несправедливым. Впрочем, он не отрицал, что, критикуя греческое законодательство об однополых парах, он утверждал, что оно навязано «сионистскими монстрами», «превратившими Ветхий завет в поклонение сатане». А в остальном, какой же он антисемит?!

Журналистка Хала аль-Кахтани опубликовала в саудовской газете «Аль-Ватан» статью, где в очередной раз раскрывается и клеймится еврейский заговор, направленный на захват власти над миром. Одно из главных свидетельств этого она видит в том, что из пяти богатейших династий в мире три якобы еврейские. Это Ротшильды, Рокфеллеры и Морганы. В мире найдется, наверное, немало тех, кто готов в общем-то понять «праведное негодование» Халы аль-Кахтани, неувязочка только в том, что из перечисленных ею кланов только один – Ротшильды еврейский. Основатель второй «империи» — Джон Дэвис Рокфеллер из этнических немцев. Не еврей и потомок первых колонистов в Америке Джон Пирпот Морган, сколотивший огромный капитал для своего клана.

Недавно закончился месяц Рамадан по исламскому календарю, месяц священный для мусульман, месяц поста, когда им по религиозным законам запрещено есть в дневное время суток, а можно только после захода солнца и до его восхода. В разных странах время такого дневного поста разное, в среднем 13 – 17 часов. Однако, до чего же не повезло мусульманам, живущим в Лапландии – там в период, соответствующий Рамадану, полярный день — солнце заходит всего на 55 минут, и, стало быть, пост должен был продолжаться 23 часа 5 минут в сутки.

В Китае запрещено с недавних пор давать детям мусульманские имена. Тем, кто все же будет наречен ими, откажут в социальных услугах. Придет такой Ислам, Хадж, Садам или Имам, допустим, в поликлинику, а ему скажут: «Извините, с таким именем к врачу Вас не запишем». Впрочем, о своем клейме он узнает и раньше: его не зачислят в общеобразовательную школу. Эта мера направлена в первую очередь против мусульманского меньшинства уйгуров, которых власти Китае не жалуют, в основном за сепаратистские настроения.

Многие говорили, да и само главное действующее лицо не опровергало, а наоборот, поддерживало подобную точку зрения: новый президент Соединенных Штатов Дональд Трамп не политик-идеолог, а политик-бизнесмен и будет руководствоваться на новой для него политической стезе известными ему прагматическими способами ведения деловых переговоров. Однако, в том, что касается попыток урегулирования палестино-израильского конфликта, ответ на вопрос, в чем состоит бизнес-план президента США, весьма преуспевшего дельца и предпринимателя, пока никто дать не мог. Никто не мог, а я, тем не менее, попытаюсь. А для того посмотрим на происходящее в эти дни, в «раннетрамповский» период на Ближнем Востоке.

Если говорить о непосредственном ареале палестино-израильского конфликта, то наиболее важным развитием событий является резчайшее обострение гуманитарного кризиса в секторе Газа. Экономическое положение там и раньше не блистало, учитывая отсутствие какой-либо производственной базы и вообще возможностей трудоустройства, а также полную разруху коммунальной инфраструктуры. А сейчас экономическую войну Газе объявил главный противник ХАМАСа, заправляющего в Секторе с 2007 года, глава палестинкой автономии Мах-муд Аббас. Более того, откликнувшись на его просьбу, Израиль решил сократить подачу электроэнергии в сектор Газа, вследствие чего ситуация там становится и вовсе взрывоопасной. Далее просматриваются две возможности: то ли власть ХАМАС рухнет под обломками полной разрухи, все годы усугублявшейся в силу того, что ХАМАС упорно направлял все средства, оставшиеся от разворовывания, не на попытку вывода Газы из гуманитарного коллапса, а на совершенствование своих военных способностей в борьбе против Израиля; то ли ХАМАС попытается, как бывало в прошлом, отвлечь внимание оголодавших жителей Газы от повседневных невзгод очередной военной провокацией и будет основательно и на этот раз окончательно побит Израилем. В любом случае конец один – это конец ХАМАСа. И тогда в сектор Газа, что называется на белом коне, въезжает Махмуд Аббас, возвращающий себе после десятилетнего перерыва власть над Газой и вообще абсолютную власть в палестинском мире. При этом располагает он не только белым конем, но и весьма приличной суммой американских денег, которые позволят ему ситуацию в Секторе несколько улучшить, что еще более упрочит его власть.

Именно этот путь и эти деньги могли быть, согласно моей гипотезе, предложены престарелому палестинскому руководителю президентом США Дональдом Трампом. Следует отметить, что в ракурсе палестино-израильского урегулирования снимается упрек в адрес Махмуда Аббаса – он, мол, не полноправен, не может представлять всех палестинцев и, стало быть, не партнер для переговоров. Нет, он теперь единственный, он всемогущий, и он существует на американские деньги.

Итак, палестинцы в руках, в кармане или в другом месте у Дональда Трампа. А что с Израилем? Он хочет прекращения террора и снятия требования о замораживании еврейского строительства на Западном берегу Иордана? Милости просим. Махмуд Аббас за Газу и деньги на ее восстановление внемлет убеждениям Вашингтона принять во внимание требование о прекращении выплат щедрых пособий террористам, отбывающим заключение в израильских тюрьмах, и семьям погибших. Более чем «принять во внимание» на этом этапе Аббас никак не может, поскольку одно слишком резкое движение в данном направлении, и он не доживет политически, а возможно и физически до обещанных Газы и денег. Но, если моя теория верна, рано или поздно глава ПНА сделает что-либо для сворачивания программы выплаты террористам и их родственникам. А без такого вспомоществования, число палестинцев, готовых рисковать своей жизнью в  терактах против Израиля, резко сократится. Идеология идеологией, а чистоган чистоганом.

Что касается второго требования еврейского государства – относительно поселений, то оно, по крайней мере, на данном этапе выполнено. Махмуд Аббас, считавший ранее выполнение требования о прекращении еврейского строительства на Западном берегу Иордана непременным предварительным условием возобновления переговоров с  Израилем, вдруг, как бы ни с того ни с сего это требование снял. А по-моему, с того, что это его часть обязательств в сделке с Трампом.

Существует еще ряд косвенных свидетельств в пользу моей гипотезы, такие как резкое изменение отношения израильского руководства к агентству ООН по помощи палестинским беженцам UNRWA — с весьма симпатизирующего ооновцам до крайне отрицательного (Раньше считали, что UNRWA хорошо тем, что несколько стабилизирует ситуацию в секторе Газа, нейтрализуя ХАМАС, а сейчас решили, чем хуже в Газе тем лучше – тем скорее падет ХАМАС).

Но главные соображения я вроде бы изложил. Понятно, что даже если в этом что-то есть, то речь идет лишь об отдельных фрагментах плана, вынашиваемого президентом-бизнесменом. А если все это плод моей фантазии, то те, кто могут, донесите, пожалуйста, это до Дональда Трампа. Может, пригодится.

11 июня 2017

Посол что осел

Ежели б мне кто это пересказал, я бы ни за что не поверил, но дело в том, что слышал сам собственными ушами в интервью посла России Александра Шеина ведущему телепередачи «Война и мир» Дмитрию Дубову (транслировалось по русскоязычному 9-му каналу израильского телевидения 9 июня).

Александр Петрович Шеин — опытнейший дипломат-ближневосточник (работал в Сирии, Ираке, Иордании, Тунисе), человек со стройным, логическим мышлением, выверенным каждым словом и звуком (вплоть до покашливания в определенных местах), без труда и с немалой долей убедительности отвечал на самые острые вопросы Дмитрия Дубова.

Он (Шеин) с честью выпутался из ловушки: израильские граждане — репатрианты из России в еврейском государстве, вроде бы прибывшие на историческую родину и присягнувшие ей на верность, и в то же время говорящие и думающие по-русски, с корнями, все еще впитывающими живительные соки российского чернозема (иносказание — имеется в виду «культура»), в общем, соотечественники, коими их желают считать в Москве.

Оказывается, эти соотечественники, не приведи Господь, не призываются стать «пятой колонной» в Израиле и верными сынами России-матушки в солнечной (порой чрезмерно) стране победившего сионизма. Вовсе нет, их миссия в качестве «соотечественников» Шеина заключается, по его словам, лишь в том, чтобы всемерно способствовать развитию отношений между обеими странами — Россией и Израилем. Что ж, миссия вполне благородна, и в Израиле, можно сказать с уверенностью, приветствуется несомненным большинством.

И все в этом интервью было взвешенно и размеренно, до ответа на вопрос интервьюера: «А как же это так — Россия, видящая в борьбе против террора, одно из своих международных предназначений, поддерживает весьма тесные связи с террористическими организациями «Хизбалла» и ХАМАС».

Тут и прозвучало нечто, на мой взгляд, невероятное. Вначале утверждение, которое при всей его несовместимости с израильской концепцией, мы все же слышали и раньше: «В России вообще не считают эти организации террористическими».

Но далее последовало обоснование (не ставлю далее кавычки, так как цитирую по памяти, но за точность смысловой нагрузки ручаюсь). Посол Шеин сказал, примерно следующее: Мы считаем террористами тех, кто совершает террористические действия против объектов, граждан и интересов России. «Хизбалла» же и ХАМАС подобных действий не осуществляли и не осуществляют, следовательно, они с точки зрения Москвы, террористическими не являются.

А то, что от терактов «Хизбаллы» и ХАМАС (включая ракетные обстрелы израильских населенных пунктов с территории сектора Газа) гибнут израильские граждане — из года в год, из месяца в месяц — мужчины и женщины, взрослые, престарелые и дети, это выходит не терроризм, не преступления, не убийства.

Нет, такая фраза не была произнесена российским послом, однако, согласитесь, что она абсолютно неукоснительно вытекает из сказанного им. При этом, учитывая отмеченные выше опытность, логичность мышления и выверенность произнесенного Шеиным, сказанное им никак нельзя списать на оговорку, на «в запале» и тем паче «сдуру». Тем более, что он счел нужным повторить постулат: «Хизбалла» и ХАМАС не террористы" дважды.

Тут скорее впору вспомнить поговорку «Посол что осел — что навьючат, то несет».
Значит ли это, что в Израиле следует не признавать террористами чеченских сепаратистов — ваххабитов? Ведь действовали они и проливали кровь в Грозном и Нальчике, Владивостоке и Беслане, ну и в Москве и Петербурге, но никак не в Петах-Тикве или Кирьят-Шмоне, Иерусалиме или Тель-Авиве?

Автобус с паломниками, христианами-коптами направлялся к монастырю Святого Самуила в провинции Аль-Мунья на юге Египта. Ему наперерез выскочили три джипа и террористы, находившиеся в них, открыли шквальный огонь. 29 пассажиров автобуса были убиты. На следующий день авиация египетской армии провела операцию против шести объектов якобы причастной к этому нападению террористической группировки «Совет «шуры» моджахедов Дерны», связанной и с «Аль-Каидой» и с «Исламским государством».

Почему такая срочность и масштабность операции? Что, переполнилась чаша терпения египетского руководства? Возможно. Только почему она, эта чаша, столь безответно вмещала прошлые атаки радикальных исламистов против христиан в Египте, не далее, скажем, как в апреле в  храмах Александрии и Танте (в обоих терактах погибло 45 человек)?
Тогда не исключено, что мы являемся свидетелями наступления D-Day – открытия фронта Египта в Ливии. В таком случае кроме удара по террористам этот шаг может преследовать и другие цели: отвлечение внимания населения Египта от  экономического кризиса в стране, из которого правительства Абдель Фатаха Ас-Сиси не в состоянии ее вывести, и одновременно заявку на участие в дележе «нефтяного пирога», коим так славна Ливия.

Тем более, что в Ливии Каир действует не без своего в настоящее время достаточно верного союзника, коим является командующий Ливийской национальной армией фельдмаршал Халифа Хафтар, ярый противник исламистов, который открыто заявил, что последняя операция египетских ВВС в Ливии проведена в тесной координации с его силами.

Судя по столь официально звучащему наименованию армии, военачальником которой является Хафтар, можно подумать, что речь идет о правительственных государственных силах, но в ливийском внутреннем хаосе это не так. Там ведь признанное ООН правительство существует в столице Триполи своим путем, а парламент, находящийся в оппозиции к нему – в городе Тобрук своим. Так вот Халифа Хафтар держит под своей командой армию, присягнувшую на верность парламенту. Правда, может быть, вернее было бы сказать, что бойцы присягнули на верность самому Хафтару, а он в свою очередь выбрал эгиду парламента, потому что парламентарии меньше досаждают ему своими указаниями. Фельдмаршал Халифа Хафтар – вероятнее всего наиболее сильная политическая и военная фигура в Ливии, которая кроме проегипетских симпатий известна в последние годы своей едва ли неоднозначной ставкой на Россию. (Отмечаю это с некоторой осторожностью, поскольку до этого Хафтар прожил 20 лет в США и считался чуть ли не агентом ЦРУ.)

И вот «упомянутый всуе» при описании многосторонней личности Хафтара на ливийско-египетскую арену выходит третий и, пожалуй, наиболее влиятельный игрок – Россия. Об интересе Москвы к этому забытому Богом уголку, или вернее углу и совсем не такому уж малому в Северной Африке, лежащему в развалинах и в хаосе разрухи после свержения Муамара Кадафи, говорили уже немало. Распространение своего влияния с одновременным ограничением влияния Запада; еще одно доказательство, что с Москвой, хочешь — не хочешь, а приходится считаться; планы создания российской базы ВМС в одном из ливийских портов, например, в Бенгази, да плюс к этому богатые нефтяные запасы Ливии, возможность продавать ей вооружение и участвовать в восстановлении ее  инфраструктуры – вполне достаточные мотивы для проявления подобного интереса.

В общем, вторая Сирия? В каком-то смысле, несомненно. Москва проявляет политическую активность в политическом урегулировании ливийского кризиса. Высокопоставленные российские представители принимают в Москве не только Халифу Хафтара, но и главу правительства в Триполи Фаиза Сараджа и председателя парламента в Тобруке Акилу Салеха. Пытается ли Россия выступить в роли посредника? «На поверхности» вроде бы да, но специалист по Ливии Незар Крикша делает упор на оговорку «на поверхности», утверждая, что «под столом» определенные действия Москвы ведут, наоборот, к дальнейшей дестабилизации в Ливии.

Если Россия действительно надумает активнее вмешиваться в ливийский кризис, то здесь, как и в случае с Сирией, у нее будет несомненный пособник. Если в горячих точках конфронтации Башара Асада с его противниками действуют сухопутные силы Ирана, потому как Россия своими солдатами рисковать не склонна, то в ливийских заварушках эту роль на себя может взять египетская армия. Два появившихся в последнее время сообщения в западных СМИ о том, что российские военные специалисты были замечены в расположении сил Хафтара, а спецназовцы из России якобы находились на базе в Египте неподалеку от границы с Ливией (даже если эта информация верна), не свидетельствуют о серьезном российском военном присутствии в Ливии. Но, как сказано, есть египтяне.

Более сомнительно, возьмет ли на себя Каир в Ливии, подобно Тегерану в Сирии, часть финансового бремени по «восстановлению порядка». А  без этого Москва, и так и финансово истощенная сирийским фронтом, вряд ли сможет взвалить на себя ливийский.

Поэтому, представляется, что в Москве не существует детально разработанной стратегии по Ливии. Тем не менее, если возможность разыграть там «сирийский гамбит» представится, то в Кремле, вне всякого сомнения, решат: а почему бы не попробовать.

Заголовок данного материала – это одновременно и оценка состоявшегося 22-23 мая визита президента США Дональда Трампа в Израиль.

Перед его (визита) началом обозреватели соревновались в догадках, какие бонусы принесет еврейскому государству прибытие на его землю столь произраильски вещавшего во  время избирательной кампании в США Трампа или каких неприятностей следует от него все же ждать Биньямину Нетаниягу и Ко. Объявит ли новый американский президент все-таки о переносе посольства США в Израиле из Тель-Авива в Иерусалим или, по крайней мере, о признании Иерусалима столицей еврейского государства. Или же наоборот, постарается насильно усадить за стол переговоров обе стороны, вынуждая Израиль к дополнительным уступкам во имя усмотренных Трампом туманных перспектив мирного урегулирования палестино-израильского конфликта. Однако ни первого, ни второго, ни третьего не произошло.

Дональд Трамп вместе с, если и не первой красавицей в мире, то уж во всяком случае на редкость изящной и элегантной супругой Меланией, а также обращенной в иудаизм дочерью Иванкой и ее мужем урожденным евреем Джаредом Кушнером побывал у Стены Плача в Иерусалиме, став первым президентом США, посетившим эту еврейскую святыню. Правда, американский президент в этом случае отказался от сопровождения израильского премьера — кто говорил по политическим причинам – Стена Плача находится в Старом городе на территории, отвоеванной в 1967 году, кто говорил по религиозным – личная общение Трампа с Богом. Кроме проведения официальных встреч гость посетил музей памяти жертв Холокоста «Яд ва-Шем» и музей Израиля, одновременно и исторический и художественный. Всюду, выступая с короткими приветствиями или с более пространными речами, он говорил о пользе мира, в том числе и на Ближнем Востоке, и вреде террора, призывая бороться за первый и против второго. Трамп говорил о терроре вообще, Нетаниягу делал упор на террор конкретный – палестинский против Израиля. О таковом президент США лишь косвенно упомянул, выступая после встречи с главой Палестинской автономии Махмудом Аббасом в Бейт-Лехеме – Дональд Трамп подчеркнул, что против террора нельзя бороться, поддерживая его финансово, и все усмотрели в этом упрек в адрес руководства ПНА, которое выплачивает пособие террористам, отбывающим заключение в израильской тюрьме, и их родственникам. В Израиле были рады этому выпаду, так как подобный «денежный приз» террористам естественно считается израильтянами недопустимым.

Вообще, очень приятного для израильского уха и сердца в речах американского президента было хоть отбавляй. Трамп говорил о нерушимой связи еврейского народа с землей Израиля, воспевал силу духа народа Израиля и его достижения, а главное клялся, что США под его руководством будут всегда стоять плечом к плечу с Израилем и на его стороне, крепя и без того прочное стратегическое сотрудничество с ним.

При этом, по логике Дональда Трампа, подобная позиция вовсе не противоречит теснейшим отношениям Вашингтона с исламским миром, разумеется, умеренным, вроде Саудовской Аравии, откуда он, собственно говоря, и прибыл в Израиль. Потому, что, по его словам, мир делится не на противостоящих друг другу евреев и мусульман, а на радетелей за мир, в котором «дети не будут знать страха», и врагов такого мира, детей пугающих и калечащих.

Между прочим, создание оси США – Израиль – Саудовская Аравия плюс другие умеренные государства исламского мира некоторые и считают главной целью первого выезда президента США за границу. Он, однако, выступая в Израиле, подобную идею не развивал и о деталях создания такой коалиции не говорил.

Но, что кажется еще более странным, вопреки ожиданиям, ни слова не произнес Трамп и о деталях своего плана, при помощи которого ему якобы удастся, то, что было не по силам ни его предшественникам в США раньше, ни коллегам – руководителям других государств сегодня – достичь урегулирования палестино-израильского конфликта.

Объяснений тому я вижу два, вернее одно из двух. То ли у Трампа вовсе и нет никакого конкретного плана, что вполне вероятно, особенно, учитывая высказанное мною ранее утверждение о том, что окончательного, постоянного решения этой проблемы в настоящее время вообще не существует. То ли план существует, и его детали обсуждались строго за закрытыми дверями. Поверить в это труднее – чтобы все так секретно и никаких «утечек»? Впрочем, «утечки» были, хотя, во-первых, еще до визита, а во-вторых, без ссылки на сколько-нибудь достоверные источники. Поговаривают о предстоящей трехсторонней встрече руководителей США, Израиля и палестинцев, а еще о подготовке некой региональной конференции по урегулированию. Однако, пока это исключительно спекуляции, а мы-то с вами не спекулянты, ни в каком значении этого слова.

Чем ближе визит президента США Дональда Трампа в Израиль, тем яснее, что в Иерусалим прибудет не тот кандидат в президенты США, который делал заявления, более произраильские, чем можно было услышать от многих израильских руководителей, и утверждал, что ему все равно, каким будет решение палестино-израильско проблемы, лишь бы оно удовлетворяло обе стороны. В Израиль едет жесткий бизнесмен, коим Трамп сам именует себя, который успешно провел подготовительный этап вынашиваемой сделки – что называется, завлек партнеров, сам поверил в ее осуществимость и теперь переходит к следующему – усаживанию руководителей Израиля и палестинцев за стол переговоров. Они ведь, побывав у него в гостях в Белом доме, сами сказали, что к этому готовы: Биньямин Нетаниягу, повторив то, что он по сути говорил всегда, Махмуд Аббас, внезапно изменив тон и став миротворцем: «С Вами, господин президент США, под Вашим мужественным руководством готов на все».

Да, Дональду Трампу скорее всего удастся организовать встречу Нетаниягу-Аббас, которая, с этим не поспоришь, является необходимым условием для продвижения к решению проблемы. Но достаточным ли или, по крайней мере, вселяющим надежду? И тут ответ однозначный, хоть, по-видимому, неочевидный импульсивному и чрезмерно уверенному в себе Трампу. Нет, привлечение или принуждение сторон к переговорам, когда ни по каким проблемам даже не намечается сближения позиций, не только не конструктивно, но в каком-то плане даже деструктивно. Во-первых, после очередного тупика и провала участники переговоров все более и более теряют надежду на изыскание выхода, а во-вторых, в процессе переговоров стороны зачастую идут на уступки якобы для создания благоприятной атмосферы для дальнейшего прогресса. С израильской стороны это обычно шаги весьма конкретные и существенные, с палестинской чаще всего эфемерные, размытые обещания, которые, в конечном счете, не выполняются. Никакой атмосферы не создается, никакого прогресса не достигается, а позиции Израиля оказываются ослабленными.

Что же делать? Чем руководствоваться? Вначале сформулирую своего рода лемму, которая необходима для доказательства основного тезиса: утверждение о том, что палестинцы не хотят никакого мира с еврейским государством. Под словом «палестинцы» я имею в виду их политическое руководство и политически активный слой, во всеуслышание высказывающий свою точку зрения. Безмолвствующая, хоть и наиболее многочисленная масса роли практически не играет, так как, как сказано выше, молчит и лишь постепенно пополняет собой активную зомбированную группу. Арабы, жившие на этой территории, не готовы были смириться с созданием на ней еврейского государства – ни когда сто лет назад была опубликована декларация министра иностранных дел Великобритании Бальфура об идее создания национального очага еврейского народа (Глава ПНА Махмуд Аббас недавно потребовал от Лондона извинений за тот акт 1917 года.); ни в 1947-48 годах, когда было принято решение ООН о разделе Палестины и на этом основании возникло Государство Израиль; ни при последующих попытках урегулирования: в 2000 году, когда тогдашний премьер-министр Израиля Эгуд Барак сделал палестинцам самые заманчивые предложения; ни в 2008 году, когда с не менее щедрыми предложениями выступил другой израильский премьер — Эгуд Ольмерт.

Без стремления палестинцев к созданию собственного государства решение «два государства для двух народов», неосуществимо, а если каким-то чудом это и произойдет, то главари палестинцев сделают все, чтобы превратить свое политическое образование в расширенную Газу – средоточие террора против Израиля.

Тогда одно государство для двух народов? С огромной «пятой колонной», которая не скрывает своего стремления еврейское засилье уничтожить? Этому стремлению, хочешь – не хочешь, надо не дать реализоваться. Как? Только с помощью армии, сил безопасности, дополнительных мер предосторожности в отношении арабов, а значит, неминуемого ущемления их прав. Как же мгновенно различишь, кто из них лояльный, а кто с камнем за пазухой (в прямом и переносном смысле). То есть, государство апартеида, которое и идеологически аморально, и практически обречено?

Значит, ни одно из двух из двух решений, которые на слуху, нежизнеспособно, а третьего вроде бы  не дано. Региональное урегулирование с участием целого ряда умеренных арабских стран? Но этот прожект еще более эфемерен, чем предыдущие два. И я подвожу вас к крайне крамольному, но логически неизбежному заключению: решения нет, не существует. Разумеется, анализ весьма поверхностный – более пространного и детального не допускает ограниченный объем материала. Но я уверен, что и он, самый что ни на есть глубокий анализ, привел бы нас к тем же самым выводам.

Этому противится вся человеческая натура. Такого не может быть. Ведь мы же оптимисты. Надежда должна существовать всегда. Да, за исключением тех случаев, когда решения нет, и тогда вера в него и уступки во имя него это не что иное, как преступное прекраснодушие.

Но даже в Израиле это понятно далеко не всем. Практически никто из израильских руководителей не высказывает этот «постыдный пессимизм» вслух. Я практически не припоминаю никого из политических деятелей первого ранга (за исключением в какой-то момент нынешнего министра обороны Авигдора Либермана), кто однозначно, со всей категоричностью провозгласил бы: окончательного решения нет, а, значит, надо думать о промежуточных, о которых и вести переговоры.

Я вовсе не уверен, что убедил вас в том, что моя концепция единственно верная. Не убедил и не надо. Только все-таки признайте, что она имеет право на существование, и ее сторонники вправе ее отстаивать и проводить вытекающую из нее политическую линию. А что это за линия? Сидеть, сложа руки? Ни в коем случае. Процесс-то идет, и нужно неусыпно и со всей твердостью и непреклонностью следить за тем, чтобы изменения, происходящие в его ходе, не наносили ущерб Израилю, прежде всего в сфере безопасности.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире