samodurov

Юрий Самодуров

14 июня 2017

F

12-го июня я не был на митинге ни на проспекте Сахарова ни на Тверской (ездили с женой на три дня к своим однокашникам по институту под Касимов), но 11-го я звонил по делу своему товарищу в Москву, который собирался на Сахарова и сказал мне, что его тревожит возможность провокаций на этом митинге организуемых властями по типу провокации 2012 года на площади около «Ударника». Я ему ответил, что раз митинг на Сахарова разрешенный ,то никаких провокаций там не будет и можно об этом не беспокоиться. О том, что будет выход на Тверскую я не знал.

Вчера поздно вечером вернулся в Москву и узнал, о задержаниях и шествии на Тверской. Сам я на Тверскую вероятно бы не пошел, потому что не хватило бы злости и храбрости, т.к. жесткие задержания и последующие суды были предсказуемы и неизбежны. Но знаете, я полагаю, что прав Навальный, а не Юля Галямина, которая , как пишут в СМИ, призвала идти людей на Сахарова (затем на Тверской, куда она пришла после проспекта Сахарова, ее к моему большому сожалению избила полиция). Если бы Навальный согласился идти на Сахарова, он бы, по-моему, если и не кончился как единственный в настоящее время серьезный оппозиционный политик в России федерального уровня, то очень сильно свое лидерство в оппозиции подорвал бы. Высказывание Навального в суде — подтверждает мое мнение по этому поводу:"У меня есть гарантированное Конституцией право участвовать в акциях мирно и без оружия, это написано прямо в 31-й статье, и никакое ваше судебное решение для меня не повлияет никаким образом". Именно так, по-моему, и должен вести себя настоящий политический оппозиционный лидер. Я считал и считаю , что сегодня Навальный единственный оппозиционный политик в России, способный ставить «шах» власти и делающий это. И потому выход на Тверскую, а не проспект Сахарова — это тоже «шах» власти. Нельзя все время соглашаться на ее условия (притом лживые, т.к. Навальному отказали в установке нормальной аппаратуры звуко и видеотрансляции для митинга на Сахарова). 

Трудность и проблема в ситуации для меня, а возможно, что и для многих людей старше 50-60 лет заключается не только и не столько в ожидаемом задержании при выходе на Тверскую. Дело в том, что люди и особенно молодежь шли на Тверскую как на демонстрацию против коррупции в высших эшелонах власти (к чему Навальный и призывает) и с лозунгами за уход Путина. Но для меня важно, что сам Навальный организовал эту акцию (неважно где — на Сахарова или на Тверской бы она прошла) как часть своей президентской кампании, а не просто как демонстрацию против коррупции. Разница в первом и втором дьявольская! Это на мой взгляд и обусловливает сильный конфликт между стремлениями более взрослых и много уже повидавших людей поддержать борьбу Навального с коррупцией и с режимом Путина с одной стороны, но при этом не желающих , как я например, поддерживать президентские амбиции Навального с другой.. Борьба с коррупцией и с режимом Путина в соединении с президентскими амбициями Навального — очередная ловушка истории, которую Навальный возможно бессознательно, а м.б и сознательно сконструировал и ей как политик (пока я не очень понимаю, что он планирует и хотел бы сделать с случае прихода к власти) успешно пользуется. В том-то и дело, что предвыборные митинги Ельцина и Демроссии шли по такой же схеме — борьба против привилегий партийной верхушки КПСС, против коррупции! Ни к чему хорошему это судя по сегодняшней ситуации ни Ельцина ни его сторонников (к которым я тоже относился) не вело и не привело. 

Чтобы изменить условия порождающие коррупцию и власть подобную режиму Путина в стране невозможными нужны какие-то более существенные предложения, чем «борьба с коррупцией» в лице коррумпированного председателя правительства и его знакомого олигарха. Слишком серьезные проблемы накопились в экономике, деятельности органов федеральной власти и общественных отношениях в нашей стране за последние (скажем так) 25 лет, чтобы любой президент мог их лично решить авторитетным для населения России образом и без применения вооруженной силы. А ее применение внутри страны по решению президента это уже диктатура.

Президентская кампания Навального — «перпендикулярна» к требованию созыва Учредительного собрания.  Одно дело — бороться с коррупцией российских чиновников и российских олигархов, соединяя это своей предвыборной президентской кампанией (что при этом Алексей Навальный планирует и предлагает сделать в случае победы сейчас не очень понятно), совершенно другое дело — бороться с коррупцией во имя того,  чтобы у людей возникло желание созвать Учредительное собрание, которое,  может быть,  сможет изменить существующие сегодня условия жизни  рождающие коррупцию и делающие возможным существование в России наряду с еле выживающими десятками миллионов людей тех российских миллиардеров и миллионеров, которые не изобрели и не создали сами что-то свое, а «делают деньги», торгуя природными ресурсами  страны, принадлежащими всему народу и будущим поколениям. Если Навальный станет стремится не занять пост президента России, а будет требовать созыва и проведения  выборов и созыва Учредительного собрания я буду в числе тех, кто это требование Навального поддерживает. 

Я предполагаю, что только Учредительное собрание и его исполнительный комитет могут решить социальные и политические проблемы страны авторитетным для населения образом. Принятые Учредительным собранием необходимые реформы Учредительное собрание или его исполнительный комитет могут осуществить под угрозой применения военной силы или даже военной силой не переходя к диктатуре. 

Выборы президента страны, если Учредительное собрание сохранит данный пост, выборы в  Госдуму и регулярная сменяемость руководства страны посредством выборов потом.

   P.S. Поскольку председатель Совета по правам человека при президенте Михаил Федотов в своем интервью корреспонденту «Эхо Москвы» не сказал ни слова о необходимости освободить всех задержанных участников акции 12 июня (по данным ОВД-ИНФО их более 1260 по всей стране) , в том числе Алексея Навального, я поддерживаю требование об их освобождении высказанное руководством США и представителями Евросоюза.

Ровно год назад, в мае 2016 году Минкультуры РФ уничтожило Государственный центр современного искусства (ГЦСИ), слив его с Росизо и уволив его директора Михаила Миндлина. В марте  2017 года Минкультуры уничтожило общественный Музей имени Н.К.Рериха, захватив силой его помещения , отобрав  коллекции и передав все это  государственному Музею Востока. Сейчас,  в мае 2017 года Минкультуры  пробует, как мне кажется,  уничтожить ГОГОЛЬ -центр (допросы и финансовые претензии к руководителю ГОГОЛЬ-центра Кириллу Серебрянникову — первый этап этой операции).

В  каждом из названных случаев финансовые претензии ко всем этим успешно действовавшим институциям культуры и к их руководителям хотя и существуют, но  играют второстепенную роль. А главным, на мой взгляд, является ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ и ПОЛИТИЧЕСКИЙ «заказ» на уничтожение Министерством культуры сначала ГЦСИ, потом общественного Музея имени Рериха и сейчас попытка изменить характер деятельности  ГОГОЛЬ-центра.

Уничтожают эти институции культуры не потому, что они оппозиционны власти.               И ГЦСИ и ГОГОЛЬ-центр государственные бюджетные учреждения и позволить себе оппозиционную деятельность  просто не могли, даже если бы их руководство этого хотело. Общественный музей имени Н.К.Рериха от государства не получал ни  копейки. Но хорошо зная руководителей ГЦСИ и будучи знаком с нынешними руководителями общественного музея имени Рериха и его основателем Л.В.Шапошниковой я знаю, что они никогда не хотели и не думали ориентировать художественные программы и  просветительские проекты своих организаций на борьбу с властью. Их подспудный и  скрытый конфликт с властями и Минкультуры, по-моему, состоял  в том,  что смысл деятельности каждой из этих институций — ГЦСИ, ГОГОЛЬ-Центра, общественного Музея имени Рериха (хотя у всех он был очень разный   не соответствовал  тренду  нынешнего руководства Минкультуры основными составляющими политики которого являются, по-моему,  поддержка и пропаганда государственного патриотизма, православия, сотрудничество с РПЦ.  Ни ГЦСИ, ни ГОГОЛЬ-ЦЕНТР, ни Музей истории политических репрессий «Пермь-36» (о нем будет речь дальше),  ни общественный музей имени Н.К.Рериха , каждый  на свой лад  триаду «государственный патриотизм — православие – сотрудничество с  РПЦ» не пропагандировал, не  поддерживал  и невольно всем содержанием своей деятельности этой идеологической и политической триаде противоречил!

О том, что мотивом уничтожения общественного музея имени Рериха , по-видимому, является неприятие РПЦ и Минкультуры смысла деятельности общественного Музея имени Н.К.Рериха, я уже писал в статье « Имеет ли РПЦ отношение к уничтожению  общественного музея имени Н.К.Рериха —  http://echo.punkchords.com/blog/samodurov/1981156-echo/,  http://www.kasparov.ru/material.php?id=5919FFF4192FE.

 

 О том, что Минкультуры не простило ГЦСИ присуждение учрежденной ГЦСИ премии «Инновация» группе «Война» и номинирование на эту премию Петра Павленского за  акцию «Угроза» (поджог парадных дверей здания ФСБ на Лубянке)  независимыми от дирекции ГЦСИ членами жюри я  писал в статье «Уничтожение ГЦСИ» -http://echo.punkchords.com/blog/samodurov/1772398-echo/.  В более общем плане о неприятии Министерством культуры направления и смысла работы ГЦСИ говорилось в опубликованной «Независимой газетой» статье «Современное искусство похоронили на складе» — http://www.ng.ru/culture/2016-05-26/8_arts.html.

 

О идеологическом и политическом неприятии Министерством культуры смысла деятельности ГОГОЛЬ-центра пока еще статей нет, но думаю, они будут.

 

Необходимо  вспомнить в  этой связи о сравнительно недавних прецедентах уничтожения и «переформатировании» не отвечающих  идеологии «государственный патриотизм-православие-сотрудничество с РПЦ» двух очень значимых для России музеев.

Речь идет о признании Минюстом  в 2015 году автономной некоммерческой организации Музея истории политических репрессий «Пермь-36» иностранным агентом.  Этот негосударственный (до 2013 года)  и  единственный в российской провинции музей созданный  на месте бывшей лагерной зоны  в аутентичных лагерных бараках бывшего советского лагеря для заключенных «Пермь-36» (название музея повторяло имя лагеря) был открыт в 1996 году, инициатором  его создания и первым директором-организатором был историк Виктор Шмыров. Музей  был создан  группой пермских общественников-энтузиастов в  сотрудничестве с  «Международным Мемориалом»  при поддержке прежнего руководства и  министра культуры Пермской области. Уровень неприятия нынешних пермских властей по отношению к музею истории политических репрессий «Пермь-36» таков, что как сказано в Википедии «3 марта 2015 года АНО «Пермь-36», исчерпав все возможности в  переговорном процессе с краевой властью о сохранении музея в прежнем виде, объявила о прекращении своей деятельности и начала процедуру самоликвидации»  -  https://ru.wikipedia.org/wiki/Пермь-36 .

 Второй отвратительный случай, это увольнение Минкультуры в 2013 году по политическим мотивам основателя и первого директора государственного музея –центра современного искусства в  Перми Музея PERMM Марата Гельмана за показ им в 2014 году серии картин художника Василия Слонова высмеивающих проведение зимней Олимпиады в Сочи (я писал об этом увольнении  в статье «По поводу ситуации вокруг музея PERMM и его директора Марата Гельмана» http://echo.punkchords.com/blog/samodurov/1100110-echo/). 

Стоит также напомнить, как в 2016 году  режиссера Новосибирского театра оперы и  балета Тимофея Кулябина и директора этого театра Бориса Мездрича стали «кошмарить» за постановку спектакля «Тангейзер», которую РПЦ потребовало снять или изменить некоторые сцены, поскольку они шокируют верующих, и Минкультуры эти требования поддержало. Тогда за Тимофея Кулябина так же как за Серебянникова заступились известные московские деятели театра и  когда Кулябин вынужден был из Новосибирского театра уйти, то его позвали в  Москву и он даже поставил что-то в Большом театре. А вот за Бориса Мездрича никто из известных театральные деятелей не заступился (Мездрич ведь «только» администратор) и когда Мездрич потерял работу — это было только его личное дело.

То, что за Кирилла Серебрянникова сейчас, а в прошлом году за  Константина Райкина, выступившего на Съезде театральных деятелей с резкой критикой цензуры в театре, кино и вообще в искусстве заступились его коллеги «по цеху» и широкая общественность (http://echo.punkchords.com/blog/lev_ponomarev/1864114-echo/ ) это очень хорошо! Но есть еще один аспект ситуации который для меня лично  и для деятельности государственных и негосударственных музеев и культурных институций, по-моему,  еще  более важен!

Популярные российские актеры, известные писатели, режиссеры, большие художники, директора крупных музеев сейчас ведут себя в общем как обычные обыватели. 

 

 Когда АНО Музей «Пермь – 36» губернские власти стали «кошмарить», а Минюст признал его «иностранным агентом», то очень мало кто из известных российских деятелей культуры, искусства, науки, литературы, театра и кино  публично выступили в его защиту.  Это трудно себе представить, но  промолчали и не выступили в защиту своих коллег –музейщиков даже, если я не ошибаюсь, Союз Музеев России и его президент, директор Эрмитажа М.Б.Пиотровский!

Когда пермские власти уволили основателя и первого директора Музея PERMM без объяснения причин, то известные российские деятели культуры и Союз Музеев России не возмутились и в защиту Марата Гельмана не выступили!

Когда Минкультуры уничтожило ГЦСИ, превратив его в отдел  РОСИЗО,  повторилось то же самое – известные деятели культуры,  искусства, науки, писатели, актеры России приняли этот факт к сведению «как неприятное известие», но  публично не протестовали и ГЦСИ не защищали ! Если не ошибаюсь,  отмолчались «это не наше дело» и  не выступили  в защиту ГЦСИ ни Союз Музеев России ни его президент  М.Б.Пиотровский! Не выступил в  защиту ГЦСИ и  российский ПЕН-центр.

Когда в  апреле с.г.  Минкультуры стало громить общественный Музей имени Н.К.Рериха – почти все известные российские деятели культуры, науки, писатели, актеры, современные художники и т.д. снова промолчали (за исключением немногих художников и писателей  подписавших коллективное Заявление Конгресса интеллигенции «Остановить разгром Международного центра Рерихов!» http://echo.punkchords.com/blog/echomsk/1946194-echo/ )!  Как и раньше не выступил в защиту своих коллег–музейщиков из общественного музея  Союз Музеев России, а М.Б.Пиотровский , президент  Союза музеев не только не  ответил на открыто письмо  к нему  в связи с этим правозащитников (http://echo.punkchords.com/blog/lev_ponomarev/1950176-echo/ ), но умудрился даже фактически одобрить закрытие общественного Музея имени Рериха (http://www.kasparov.ru/material.php?id=58DD30DFC8783). Промолчал об уничтожении общественного Музея имени Н.К.Рериха и российский ПЕН-центр. Причина молчания деятелей культуры:  «дело темное», «рериховцы – это секта», «нас это не касается».

Когда дело касается преследования «своих», то есть популярных и более или менее  знаменитых лиц —  Константина Райкина, Тимофея Кулябина, Кирилла Серебрянникова и судьбы известных и больших театров «Сатирикон» , «ГОГОЛЬ-центр» , то за них вступаются их знаменитые коллеги «по цеху». Когда дело касается не  очень популярных музейных и художественных институций, то знаменитые российские деятели культуры (в широком смысле понятия «культура») их практически не  защищают.

Я  считаю, что известные российские актеры, писатели, художники, режиссеры,  директора крупных музеев, руководители различных академий и  творческих союзов поступают недальновидно.

Полагаю, что Музей «Пермь – 36»,  ГЦСИ, общественный Музей имени Н.К.Рериха были уничтожены потому, что 15-20-30 самых известных в стране режиссеров, актеров, писателей, членов Академии Художеств, руководители творческих союзов, президент  Союза Музеев России, директора крупных музеев и  ПЕН-центр  не выступили с открытым обращениям к властям с  требованием не трогать и не мешать работе этих институций!

Сегодня известные деятели культуры думают,  что уничтожение таких  «маргинальных»  для них институций как АНО «Музей Пермь-36», ГЦСИ, общественный Музей имени Рериха Международного центра Рерихов их не касается. Но вот теперь молчание деятелей культуры обернулось обысками и возможным уничтожением «Гоголь -Центра».

И я уверен, что в будущем и возможно, в близком будущем, никто не гарантирует,  что чиновники  Министерства культуры вместе со следователями, не придут в какие-либо еще  театры, музеи, художественные галереи, чтобы их закрыть или «переформатировать» по своим представлениям или уволить их руководителей и основателей под предлогом,  что к руководителям этих институций есть финансовые претензии.

Боюсь, что уничтожение ряда успешно работающих институций культуры или увольнение их создателей будут продолжаться поскольку постольку их  деятельность  не вписана и не соответствует нынешней идеологической и политической программе власти: «пропаганда государственного патриотизма, православия, сотрудничество с РПЦ».  Спасти эти институции культуры от уничтожения их Министерством культуры и региональными властями может только солидарное (коллективное) , публичные  и громко звучащие выступления в их защиту известных российских деятелей культуры !

26 мая 2017 года

 

Уважаемые дамы и господа, читатели портала «Эхо Москвы», может быть, кто-то из Вас может помочь Алексею Ставицкому — подвижнику и мастеру-реставратору и настройщику роялей , работавшему  в Московской консерватории, организовать в каком-нибудь российском городе его музей-мастерскую !?

В этом музее-мастерской (роялей в мастерской Ставицкого множество)  будут выступать и давать концерты пианисты, а сам Алексей сможет реставрировать рояли, рассказывать об искусстве их создания и реставрации  и учить этому искусству желающих.


Фото Alexy Stawicki. Фото Alexy Stawicki.

Как описать все чувства, когда я узнал, что надо срочно вывозить рояли из «Алмазного мира», что мы снова должны искать пристанище ?
Музейную деятельность я планирую ,как образовательный проект, готов его поставит на регулярную основу.
Планировал расположить Музей — мастерскую в большом городе, где есть много студентов, но мало музеев.
Переговоры с руководством по культуре разных городов велись и ведутся.
Один из проектов,с благотворительной миссией в Кирове был освещен :
https://youtu.be/kqn-B-FZCyw
Была статья в газете , подмосковная :
http://www.krn-vesti.ru/news/kult_rojalja/2015-08-17-8906
Я готов создать музей, школу реставраторов, уже есть опыт концертной деятельности на восстановленных нами в мастерской роялях :
Концерт на рояле Дидерихс 1907 г. Школа им. Бетховена, 18.09.2015 года: http://www.youtube.com/playlist…

200 лет Беккеру. Концерт преподавателей ФИСИИ на рояле Беккер 1901 г. 04.09.2011 г. Малый зал Московской консерватории: http://www.youtube.com/playlist…

Концерт композиторов и импровизаторов на темы прелюдий А.Н.Скрябина В музее Скрябина 29.05.16 на рояле Bechstein 1910 года: http://www.youtube.com/playlist…
И еще концерты на канале Алексей Ставицкий на ютубе

Я допускаю вариант, что придется ставить у себя на участке палатку или юрту, чтобы сохранить фортепиано. 
Мы пробуем в России создать структуру, сохраняющую наследие страны для будущих поколений, но также знаю, что ежедневно в Москве выбрасываются или уничтожаются пианино и рояли.
Также любой перевоз травмирует коллекцию.
Собрание фортепиано в «Алмазном мире», «Приют роялей» ," Музей — мастерская" уже стали частью музыкальной истории России.
Помогите, пожалуйста, ее продолжить.
Счет в сбербанке:
4276400052028157

Завтра 23 мая года день рождения Анатолия Карпова гроссмейстера,12-го чемпиона мира 1975-1985 по шахматам; председателя Советского Фонда Рерихов созданного в конце 1980-х годов, а сегодня председателя попечительского совета Международного центра Рерихов (МЦР) — правопреемника Советского Фонда Рерихов.

Сегодня, когда Минкультуры РФ добивается уничтожения созданного МЦР Общественного Музея имени Н.К.Рериха Анатолий Карпов остается верен долгу и своему слову. Он не предал Международный центр Рерихов и выступает в защиту Общественного Музея имени Н.К.Рериха. И хотя Карпов является депутатом Госдумы от ЕР (т.е. депутатом партии власти), я искренне благодарен ему за посильную (хотя и не очень успешную) защиту им общественного Музея имени Н.К.Рериха .


Как мне рассказал сотрудник общественного Музея имени Н.К.Рериха на состоявшейся на днях встрече с Карповым министр культуры РФ Мединский предложил Карпову войти в состав Попечительского совета нового госмузея Рериха и сказал , что Минкультуры наконец вернуло государству коллекцию картин Рериха стоимостью 15 млрд.рублей. Карпов, во-первых, отказался войти в Попечительский совет госмузея Рериха, а во-вторых, спросил Мединского: «А разве эта коллекция картин Рериха стоимостью 15 млрд.рублей принадлежала государству?»

«Защита прав человека не должна подрывать нравственные устои общества и разрушать его религиозную идентичность. Обеспечение прав граждан не должно создавать угрозу государственному суверенитету», — заявил Валерий Зорькин в своем выступлении на Петербургском международном юридическом форуме18 мая (см..http://interfax-religion.ru/?act=news&div=67128).

Говоря о религиозной идентичности граждан в связи с государственным суверенитетом и правами граждан, председатель Конституционно суда РФ Валерий Зорькин, как мне кажется, имел ввиду довольно простую вещь и руководствовался следующей логикой.
 Вероятно, по мнению, Зорькина соблюдения прав человека на свободное распространение и получение информации, на свободу творчества и соблюдение принципа свободы совести разрушительно для православной религиозной идентичности людей в российском обществе. А поскольку православие уже давно рассматривается властями РФ и руководством РПЦ МП как государствообразующая религия, то обеспечение православной религиозной идентичности большинства граждан РФ по этой логике является необходимым и значимым звеном обеспечения государственного суверенитета Российской Федерации.

Поэтому по «логике Зорькина», видимо, нельзя позволять печатать, распространять и показывать у нас в стране то, что руководство РПЦ МП считает религиозным кощунством и / или подрывом православия. Например, нельзя позволять распространять и популяризировать «Живую Этику» , чем занимался общественный Музей имени Рериха, который Минкультуры , думаю, именно, «по заказу» РПЦ уничтожает, т.к. с точки зрения РПЦ «Живая Этика» подрывает религиозную идентичность общества, поскольку «Живая Этика» это «сектантство», о чем прямо сказали бывший спикер РПЦ Чаплин, дьякон Кураев, религовед Дворкин. 
По этой же логике защиты православной религиозной идентичности граждан «вредно» и нельзя разрешать визиты в Россию Папы Римского, Далай Ламы, поэтому их и не разрешают. Нельзя и «вредно» пускать по логике защиты православной религиозной идентичности на телевидение в посвященные религии передачи протестантов, католиков , да и старообрядцев тоже, поэтому их и не пускают, а священников РПЦ на телевидение пускать для обеспечения религиозной идентичности общества можно и правильно, поэтому их и пускают и т.д. и т.п.. По этой же логике нужно и «полезно» запретить деятельность в России Свидетелей Иеговы, поэтому суд их недавно и запретил.

В общем «логика Зорькина» — это, по-моему мнению, логика ставящая на первое место не защиту и обеспечение Конституционным судом прав человека в Российской Федерации, а логика человека, видящего в обеспечении прав людей на свободу совести, на свободу получения и распространения информации, на свободу творчества угрозу их религиозной православной идентичности, что в свою очередь, угрожает государственному суверенитету Российской Федерации. Мне эта логика представляется архаичной, антиконституционной, антиправовой и, по сути, антигосударственной. Если я правильно понял и правильно описал «логику Зорькина», то, вообще говоря, он не может оставаться членом Конституционного суда РФ..

Недавно официально признанное властями число граждан СССР, погибших в Великую Отечественную войну, было увеличено примерно в полтора раза и сегодня российские власти считают и говорят, что число погибших в войну граждан СССР составляет 42 миллиона человек. Уложить эту цифру в голове и осознать ее невозможно настолько она велика!! Это значит, что в войну погибла почти  ЧЕТВЕРТЬ НАСЕЛЕНИЯ НАШЕЙ СТРАНЫ (точнее 22% от официальной цифры населения СССР перед войной)!

В связи с разительным увеличением официального признаваемого числа погибших в Великую Отечественную войну граждан СССР возникает вопрос, а не может ли изменится и увеличится официально признаваемое властями, число расстрелянных по политическим мотивам за годы Советской власти людей?

Два года назад в передаче на Радио Свобода, посвященной обсуждению идеи Андрея Десницкого о проведении всенародного марша (акции) «Бессмертный барак» посвященной памяти жертв политических репрессий в СССР Ян Рачинский, сопредседатель «Московского Мемориала» и руководитель программы «Мемориала» по составлению сводной электронной книги памяти всех жертв политических репрессий в СССР упомянул, что порядок числа людей расстрелянных по политическим обвинениям в СССР сегодня хорошо известен и колеблется от миллиона до миллиона ста тысяч человек.

Авторитетный член «Мемориала» Александр Даниэль, с которым я тогда вступил в частную переписку по этому вопросу не согласился с моим предположением, что цифру «1.000.000 — 1.200.000» расстрелянных по политическим обвинениям в качестве окончательно установленной и бесспорной принимать преждевременно.. Он написал мне, что председатель «Международного Мемориала» Арсений Рогинский собственными, самостоятельными подсчетами по разного рода источниками и документам пришел к выводу, что число расстрелянных в СССР по политическим обвинениям людей соответствуют порядку чисел, названному в передаче на Радио Свобода Яном Рачинским, т.е. насколько я понимаю, в общем соответствует тому порядку цифр, которое официально сообщает и признает ФСБ (см. Википедия «Сталинские репрессии») .

Хотя я, конечно же, не являюсь знатоком вопроса и мое соображение легко отвергнуть мне кажется, что в свете того, что в Госдуме недавно признали , что в войну СССР потерял 42 миллиона человек, а это значит, что официально признаваемое властями число погибших в СССР в ВОВ людей постепенно и разительно менялась — сначала Сталин официально назвал цифру 7 миллионов, затем Хрущев официально назвал цифру 20 миллионов погибших и т.д., к вопросу — сколько людей было расстреляно в СССР по политическим обвинениям? — тоже следует вернуться.

Хорошо известно, что бывший политзек и член партии с дореволюционным стажем Ольга Шатуновская , член Комиссии партийного контроля под руководством Шверника, которой Хрущев при подготовке доклада для ХХ Съезда поручил установить число репрессированных и расстрелянных, настаивала, что Комиссия получила от КГБ сводку о числе репрессированных с января 1935 по июнь 1941 г. — 19 млн. 840 тысяч репрессированных из которых 7 млн. расстреляно в тюрьмах. К сожалению, доклад Комиссии в 64 томах после снятия Хрущева стали «потрошить» и  включенная в него справка была уничтожена. Приведенные выше цифры Шатуновская несколько раз называла в своих рассказах дочери и Коле Старкову, члену первой инициативной группы по созданию «Мемориала». Сталинисты пытались говорить, что она в старости потеряла память, была не совсем адекватна, но это неправда. Во всяком случае цифрам репрессированных и расстрелянных, которые называла Шатуновская (при том, что они во много раз больше цифр , которые дает сегодня ФСБ и которые традиционно приводят современные исследователи, в т.ч. Ян Рачинский) верил Г.С.Померанц, о чем он и пишет в своей книге о Шатуновской «Следствие ведет каторжанка» и откуда я взял вышеприведенные сведения (Померанц был знаком с Шатуновской лично и с тем, что она в старости потеряла память и была не вполне адекватна и потому приводимым ей цифрам нельзя верить категорически несогласен).

Названные Шатуновской цифры разительно не совпадают с приводимыми в Википедии и «Мемориалом» данными о «сталинских репрессиях» 1921-1953 гг. и я согласен с тем, что архивных данных подтверждающих цифры Шатуновской у исследователей сегодня нет. Но пример того, что официально сообщаемая цифра потерь СССР в войне на протяжении моей жизни изменилась от 20 до 42 миллионов человек слишком поразителен! Каким же образом это стало возможно? Ведь столь разительно менявшиеся подсчеты потерь в ВОВ тоже были основаны на каких-то архивных справках и  документах. Возможно то, что говорила Шатуновская тоже было правдой?

17 мая 2017 года

Не исключено, что уничтожение общественного музея имени Н.К.Рериха осуществлено по негласному идеологическому «заказу» руководства РПЦ.

Год назад, в мае 2016 я не думал, что Минкультуры РФ способно «отличиться» не только просьбой к прокуратуре проверить на «экстремизм» * деятельность общественного Музея имени Н.К.Рериха, но и организует в апреле-мае 2017 года с помощью Следственного комитета и руководства государственного Музея Востока силовой захват здания, коллекций , архива общественного Музея имени Рериха и уничтожит его. 

Теперь, с учетом этого годичной давности обвинения Министерством культуры общественного Музея имени Рериха в «экстремизме» и с учетом того, что объясняя захват и  уничтожение общественного Музея Рериха ,  зам.директора государственного Музея Востока г-н Мкрытычев объявил**, что Музей Востока в создаваемом им в захваченных Музеем Востока помещениях общественного музея Рериха — филиале Музея Востока -государственном «Музее семьи Рерихов» будет пропагандировать подлинное наследие Рерихов,  а не то, что писала и говорила о Рерихах основатель общественного Музея имени Рериха покойная Л.В.Шапошникова и что было представлено в экспозиции общественного Музея имени Н.К.Рериха (иными словами, государственный Музей Востока освбодит Рерихов от «неправильных интерпретаций его наследия общественным Музеем имени Н.К.Рериха) мне стало ясно,  что одним из главных мотивов и целей уничтожения Министерством культуры общественного Музея имени Рериха, помимо желания получить бесплатно (по русски это называется мародерством)  прекрасные здания бывшей усадьбы Лопухиных восстановленной из  руин Международным Центром Рерихов, — является идеологический мотив недопущения чиновниками Минкультуры и руководством государственного музея Востока популяризации и пропаганды общественным Музеем имени Рериха философско-этического учения Николая Константиновича Рериха и его жены Елены Рерих известного под именем «Живая Этика» или «Агни Йога». 

В нашем, по Конституции РФ светском и неидеологизированном государстве такую степень ожесточенного и непримиримого отношения к столь  малоизвестному широкой публике (и мне в  частности, тоже) учению как «Живая Этика» («Агни Йога») , какую продемонстрировало руководство Минкультуры РФ и государственного Музея Востока, заявляя , сначала об экстремизме общественного Музея имени Рериха , затем о неправильной интерпретации основателем  Музея Рериха Л.В.Шапошниковой «Живой Этики»,  можно, по-моему, объяснить только влиянием и участием в этой истории РПЦ. 

Я даже не исключаю, что возможно был  и негласный  прямой или косвенный заказ руководства РПЦ на  уничтожение общественного Музея имени Рериха. Ведь популяризация общественным Музеем имени Рериха «Живой Этики» (независимо от того , как интерпретировала это учение Л.В.Шапошниковой и как пропагандируют его сотрудники Музея) действительно никак не соотносится с насаждаемым в стране РПЦ при поддержке государства православием.

 Фактически с  уничтожением общественного Музея имени Рериха мы вернулись во времена большевизма, но с обратным знаком. В 1920-е — 1960-е и вплоть до перестройки годы советская власть уничтожала, гнобила и стремилась ослабить православие и русскую православную церковь, а в 2017 году российская власть вместе с РПЦ гнобит, уничтожает и  стремится не допустить в обществе пропаганду в стране любой идеологии, кроме православия, даже если это идеология совершенно внеконфессиональная и, как «Живая Этика», довольно эзотерическая. Поэтому я скажу следующее: неважно — есть Бог или его нет (для верующих он есть, для атеистов его нет). Важно — что делает и к чему стремится в обществе и государстве РПЦ!  Общественный Музей имени Н.К.Рериха в своей деятельности никогда не было противником действующей государственной власти и единственное чем, по-моему, можно объяснить ненависть к нему Минкультуры и Музея Востока — это идеологический «заказ» РПЦ на уничтожение общественного Музея имени Рериха.. 

Ссылка на источники:

*http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=4731
** https://www.facebook.com/groups/74280704861/permalink/10154818776654862/?pnref=story.unseen-section

«Marina Koval Друзья! ТИГРАН МКРТЫЧЕВ отвечает на первый вопрос Натальи Смирновой: Итак, начнем
Уважаемая Наталья!
Прежде всего, хочу поблагодарить создателей этой группы за возможность установления прямого разговора с людьми, неравнодушными к  наследию Рерихов.
Государственный музей Рерихов не предполагает заниматься популяризацией Живой Этики. У нас будет очень маленький штат, направленный на хранение и экспозиционно-выставочную работу. Однако мы  планируем тесное взаимодействие с рериховской общественностью. Мы предлагаем площадку для изучения Учения, и дадим возможность исследователям работать с  архивами и произведениями Рерихов. Более того, мы предлагаем тезис для работы — Вернуться к Рериху. То есть мы хотим предложить исследователям отказаться от  интерпретаций Живой Этики, которые предлагали деятели МЦР, и изучать не труды Л.В. Шапошниковой, а Н.К. Рериха и Е.И. Рерих.
<...>
Тигран Мкртычев Реэкспозиция будет проведена во  всех залах музея. Вопрос о сроках более сложный — это и концепция, которую предстоит доработать, и работа по обновлению залов — ВНИМАНИЕ — залы памятника федерального значения в нарушении всех правил использования — покрыты современными матерчатыми обоями, и работа над дизайном экспозиции, и  конце-концов бюджет. Однако — подчёркиваю — экспозиция будет о творчестве Николая Рериха, о творчестве его детей, о учении Елены Рерих, а не о некой придуманной Л.В.Шапошниковой космической эволюции. Шапошникова и Рерихи — это разные величины»

Приговор Руслану Соколовскому — три с половиной года лишения свободы условно и квалификация его действий, как уголовного преступления по ст. УК 148.ч.1 — обусловлен, на мой взгляд тем, что за последние 15 лет в нашей многонациональной и многоконфессиональной и светской по конституциии РФ стране верхушка РПЦ с согласия и «благословения» президента Путина выстроила «под себя» идейное (идеологическое) самоопределение российского государства и идейное (идеологическое) самоопределение большинства российского общества — как государства и общества базирующегося на ценностях православия.. Сегодня и российское государство и общество, по мнению, руководства государства и верхушки РПЦ, якобы базируются, на ценностях православия, точнее говоря, актуальная ценность и идейная незаменимость православия для существования современного российского общества и современного российского государства официально признана в обществе и основными институтами государства. . 

Поэтому и российские судьи и суды, выносят неправосудные, на мой взгляд, уголовные приговоры за оскорбление чувств православных верующих потому, что чувствуют и внутренне считают себя судьями НЕ СВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА (как по Конституции РФ) , а судьями государства и общества, основанного на ценностях религии православия. 
Впервые российский суд продемонстрировал ОТНОШЕНИЕ К ПРАВОСЛАВИЮ КАК К ГОСУДАРСТВО— ОБРАЗУЮЩЕЙ ЦЕННОСТИ и ИДЕОЛОГИИ в 2005 году, когда за организацию и проведение выставки «Осторожно, религия!» в Музее и общественном центре «Мир, прогресс,права человека» имени Андрея Сахарова Таганский суд г.Москвы приговорил двух из трех обвиняемых по ст.282.2 УК РФ за организацию этой выставки лиц к штрафу в 150 тысяч рублей (прокурор просил осудить обвиняемых на 2 года лишения свободы в колонии). В 2010 году за организацию и проведение в январе 2007 года в Музее и общественном центре имени Андрея Сахарова выставки «Запретное искусство-2006» Таганский суд приговорил по ст. 282.2 УК РФ одного из обвиняемых к штрафу 200 тысяч рублей , а другого обвиняемого к штрафу в 150 тысяч рублей (прокурор просил приговорить обоих обвиняемых к лишению свободы в колонии на 3 года).

Мне кажется, сегодня интересно перечитать материалы дискуссии, развернувшейся в СМИ между обвиняемыми и другими лицами в связи с делом о выставке «Запретное искусство -2006» по поводу роли верхушки РПЦ в этом деле:

Елена Санникова: Из совков в фарисеи — Форум Демократического сетевого сообщества Елена Санникова: Из совков в фарисеи Золотой… DEMSET.ORG

«Вот и смолкли клевета и споры,

Словно взят у вечности отгул ...
А над ..... встали мародеры,
И несут почетный ...
Ка-ра-ул!» (А.Галич)

Тигран Мкртычев , когда-то неплохой археолог (по отзывам тех, кто с ним работал в поле) ,ныне зам.директора Музея Востока возглавил движение рейдеров , захвативших то, что было создано в культуре не ими — общественный Музей имени Рериха и его коллекции в бывшей усадьбе Лопухиных в Москве, востановленной из руин МЦР (Международным Центром Рерихов за счет средств частных лиц)..

Участвововавшие «рериховском» совещании в Москве , в государственном Музее Востока люди, привествовавшие создание государственного Музея Семьи Рерихов — филиала Музея Востока на базе собрания и в помещениях Международного Центра Рерихов не понимают и не стыдятся того, что они выступили в роли мародеров*. К сожалению, этого не понимает и подавляющее большинство деятелей современной культуры , отстранившихся и отказавшихся от защиты созданного МЦР и Л.В.Шапошниковой в соответствии с волей и завещанием С.Н.Рериха общественного музея имени Н.К. Рериха .

Но непонимание мародерами, того что они мародеры, не освобождает и не освободит их от этической и юридической ответственности за свои действия. То, что захват и уничтожение общественно Музея имени Н.К.Рериха происходит под флагом Минкультуры РФ не меняет характера происходящего — мародерство остается мародерством.

Уничтожение и захват государством созданного в культуре не не властью,не Министерством культуры, не государственным Музеем Востока, а другими людьми, «чужих» объектов и ценностей культуры, вместо создания своих собственных возвращает Россию во времена после революции , когда в Москве и по всей стране государство закрывало частные музеи, театры, экспроприировало частные собрания и коллекции и т.д., некоторые из которых были просто уничтожены, а на базе некоторых других возникли государственные музеи и театры. Сегодня по отношению к общественному Музею имени Н.К. Рериха Минкультуры проводит ту же политику, что проводили большевики в первые годы после революции. И это очевидным и вопиющим образом противоречит принципу современной культуры — «создавать свое, новое, а не уничтожать созданное другими, старое!».


* P.S.

В Государственном музее Востока (Москва) состоялось совещание представителей рериховских музеев и общественности | Музей-институт семь Официальный сайт Музея — института семьи Рерихов в Санкт-Петербурге ROERICH.SPB.RU

Всем, кто повторяет расхожую фразу об общественном музее имени Рериха — «это темная история» и потому дистанцируется от от нее и от участия в защите общественного Музея имени Рериха.

Уважаемые деятели отечественной культуры, уважаемые дамы и уважаемые господа, не хотите узнать что-то достоверное и просветиться по поводу якобы «темной истории» с общественным Музеем имени Н.К.Рериха? А то, если просто повторять «темная история», «темная история» она светлее не станет. Начните самопросвещение с чтения справки предыдущего министра культуры Авдеева которую он направил в правительство по поводу «темной истории» — о коллекции переданной С.Н.Рерихом в СССР и сообщает правительству в этой справке кому эта коллекция принадлежит: http://www.icr.su/upload/inf-mincult-2012.pdf. Потом послушайте людей, выступавших 4 мая 2017 года на пресс-конференции об уничтожении общественного музея имени Рерих на пресс-конференции- https://www.youtube.com/watch?v=u0oOvKHp5vo, в том числе председателя Советского Фонда Мира, а ныне председателя попечительского совета Музея Анатолия Карпова (того, кто был многократным чемпионам мира по шахматам,  советский человек , но не врун) - https://www.youtube.com/watch?v=VXTr2UcG88M&feature=share, узнаете много новых для себя и интересных фактов. А на «десерт» прочтите, пожалуйста, мою итоговую статью об этой «темной истории» - http://trv-science.ru/…/v-chem-smysl-unichtozheniya-muzeya…/ и еще одну предыдущую -http://trv-science.ru/2017/03/11/muzejj-rerikhov-sos/. Если Вы это сделаете, история перестанет для Вас быть «темной» и Вы перестанете вслед за многими повторять расхожую фразу об общественном Музее имени Рериха — «темная история» . Мне кажется, что дистанцироваться от этой якобы «темной истории» не имеет смысла, а имеет смысл включиться в кампанию защиты общественного Музея имени Рериха от уничтожения.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире