o_katas

Ольга Катасонова

20 августа 2017

F
20 августа 2017

Старые-старые шутки

С 6 по 12 августа в Выборге проходил фестиваль «Окно в Европу». В номинации «Выборгский счёт», где победителя выбирают исходя из зрительского голосования, первое место заняла комедия «Бабушка лёгкого поведения». Название, если честно, малопривлекательное, но по сравнению с «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» — фильма, который собрал большинство наград фестиваля в принципе, — ещё более-менее. Режиссёр «Бабушки» — «Марюс Вайсберг», подаривший России «Ржевский против Наполеона» и «Гитлер капут». На большой экран «Бабушка лёгкого поведения» вышла в этот четверг.

2807970

Итак, это комедия. Место действия — провинциальный городок. Ещё конкретнее — дом престарелых, который собираются то ли закрывать, то ли переводить на другое место. Главный герой — аферист, который умеет переодеваться кем угодно и пользуется этим в своих мошеннических схемах. Две его любовницы — замученные жизнью тётки, которые смотрят то на него, то на мэра этого самого провинциального города, хама и Казанову. В целом, звучит несмешно. Поэтому создатели фильма сдобрили всё шутками из разряда «на грани», и получилось в целом комичнее. Настолько, конечно, насколько комичными могут казаться в России социальные темы.

Но это не социальная комедия. Это — комедия романтическая. Герои фильма по натуре романтики. Хозяин дома престарелых мечтает о шоубизнесе. Постояльцы мечтают о любви. Главный герой-аферист мечтает о богатстве и смыться за границу. Он, кстати, идёт к своей мечте упорнее остальных, но однажды обкрадывает не тех ребят, и ему приходится прятаться в доме престарелых переодетым в женщину. Там он влюбляется в медсестру (Глюкоза), и его жизненные ценности кардинально меняются.

2807968

В фильме полно отсылок к известнейшим лентам. Даже к нашумевшему «Ла-Ла Ленду»: в конце фильма подопечные дома престарелых ставят сценку из мюзикла «Танцующие под дождём». И звучит резонёрская отповедь, что мечты сбываются, неважно, сколько вам лет, надо просто верить. Если честно, не очень убедительно, особенно на общем фоне картины.

За этот год студия Люка Бессона потеряла рекордную для себя сумму — 136 млн долларов. Последние фильмы, участие в которых принимали Наоми Уоттс, Том Хэнкс и Эмма Уотсон, не особенно себя окупили. И вся надежда осталась на «Валериан и город тысячи планет» — кстати, самый дорогой фильм за всю историю студии.

Но для Люка Бессона «Валериан» не только самый дорогой фильм. Это кино, которое режиссёр хотел снять не  одно десятилетие. С героями фильма Бессон знаком лет с десяти – по собственному признанию, обожал научно-популярные комиксы «Валериан и Лорелин». Они и легли в основу кинокартины.

2801490

Сюжет разворачивается в очень далёком 2700 году. На космической станции живёт множество представителей различных галактик, все они мирно соседствуют друг с другом. Главные герои — спецагенты-полицейские, Валериан и Лорелин, которые невольно оказываются вплетены в межгалактический заговор.

Вообще, несмотря на то что это по факту экранизация комиксов для подростков, фильм получился глубоким и проникновенным — как и большинство фильмов Бессона. Он возвращается здесь к излюбленным темам – к диалогу между непохожими. А где это показать лучше, если не в фильме про межгалактические связи? Во всех фильмах он заставляет непохожих персонажей искать общий язык, и космическая эпопея – лучшее поле для такого сюжета. А ещё Бессон осмысливает политику, пытается показать, что замалчивать ошибки высокого командования и убирать свидетелей этих ошибок – это как-то неправильно. Что можно, верит Бессон, сделать по-другому.

2801492

В актёрском составе режиссёр сделал упор на женские роли, хотя в фильме их по большому счёту всего две. Роль главной героини исполнила Кара Делевинь, а появившуюся минут на 15 стриптизёршу-гастарбайтера исполнила Рианна. Кстати, Рианне роль определённо удалась, она отлично совместила пластику, эпатаж и даже большую внутреннюю драму. А вот Кара Делевинь в роль не особенно вписалась. Не может боец выглядеть так, как выглядит Кара, с её тонкими чертами лица и детской чистотой в глазах. Весь фильм она ведёт себя как раскапризничавшийся подросток, но к финалу, минуты на две экранного времени, демонстрирует глубокое знание жизни и людей. А вот сам Валериан получился вполне симпатичным. Его сыграл Дэйн ДеХаан, человек с абсолютно неголливудской внешностью, и он получился таким простым хорошим парнем, который не лишён сострадания, юмора, а ещё жутко хочет, чтобы героиня Кары стала ему женой.

2801488

Интересна съёмка. Сам Бессон использует построение кадра как элемент сюжета, сам выбирает планы, чтобы пространство, например, казалось, невероятно хрупким – или наоборот, динамичным. Часто в экранизациях комиксов (как, например, во «Взрывной блондинке») операторы выбирают кадры, которые восстанавливают на экране картинку графического романа. В «Валериане» этого нет. Там – привычная для Бессона ракурсная съёмка.

Вообще интересно посмотреть на то, как режиссёр реализовал на экране замысел, который вынашивал практически полвека. И к тому же это один из немногих фильмов за лето, который оказался не ремейком, не продолжением, а очень самостоятельной и в целом качественной космической экранизацией.

Дэвиду Литчу явно нравится экранизировать графические романы (в просторечии — комиксы). Нравится и определённо удаётся. 27 июля в России состоялась премьера его нового боевика с несимпатичным названием «Взрывная блондинка», основанный на графическом романе Энтони Джонстона с более симпатичным названием «Самый холодный город».

«Холодный город» — это Восточный Берлин. Действие фильма разворачивается незадолго до падения Стены, когда обстановка была наиболее неспокойной, а гранж и разгул свободы соседствовали с жёсткостью советских аппаратчиков. Сам Джонстон, автор графического романа, объяснял, почему он выбрал именно это время: «В атмосфере холодной войны всегда было нечто особенное и привлекательное. Это было захватывающее время».

«Взрывная блондинка» — это Шарлиз Терон. По фильму, она агент британской разведки MI6. Она прибывает в Восточный Берлин, чтобы вернуть важное досье — список двойных агентов, тайно переправляющихся на Запад. Помогает героине Терон агент под прикрытием в исполнении МакЭвойя.

2793176

МакЭвой основательно подошёл к роли. Изучил принцип работы шпионов MI6 во время II Мировой войны. И решил им соответствовать — получился шумный, весёлый и безбашенный герой, который разгуливает в шубе на голое тело. Именно такой типаж и пользовался популярностью в то время — считалось, что именно маргинальные, почти криминальные личности лучше всего и умеют добывать информацию и держать язык за зубами.

Такой же яркой получилась и роль Шарлиз Терон, безжалостной, смелой, сексуальной (и немного бисексуальной) шпионки в лучших традициях классических боевиков. К съёмкам она готовилась пять лет. Её киновоплощение агента – это не аккуратный перфекционист Джеймс Бонд. МакЭвой справедливо сравнивал Шарлиз с Хью Джекманом – она скорее похожа на Россомаху. И точно не уступает Хью Джекману в сценах драк, которые, кстати, при всей специфике жанра периодически выглядят очень правдоподобно.

2793174

Вообще практически вся «Взрывная блондинка» — это экшен. Здесь не столько важна сюжетная линия, создателям удалось показать нечто большее — атмосферу, о которой и говорил автор графического романа. Это атмосфера освобождения — во всех смыслах. Получилась не экранизация комиксов про агентов-шпионов для подростков. Получилось вдумчивое кино о свободе, хотя и рассчитанное на массового зрителя. Именно на атмосферу и работали и Шарлиз Терон, и Джеймс МакЭвой, и Дэвид Литч, и команда операторов, эффектно адаптировавших роман на экране, и даже песня Высоцкого в финальных сценах. И до финальных сцен фильм определённо стоит досмотреть.

16 июля 2017

Чёрные дела

Премьера очередного российского триллера «Чёрная вода» состоялась 13 июля, но в узком прокате его можно было увидеть ещё раньше – на фестивале «Окно в Европу». Режиссёром картины выступил Роман Каримов, сценаристом был он же – на пару с Александром Лунгиным, сыном Павла Лунгина.

Изначально сценарий фильма предполагал, что это будет триллер про экологов. И «Чёрная вода» чёрная не потому, что кругом мистика, а потому, что водоём ужасно загрязнённый. Но потом создатели решили, что денег на такой узкопрофильный ужастик у них всё-таки не хватит и расширили сюжет для среднестатистического российского зрителя. И получилось то, что обычно идёт вечерами по НТВ с той лишь разницей, что «Чёрную воду» всё-таки показали на большом экране.

2785326

Сюжет фильма разворачивается в вымирающей деревне. Раньше там был завод по производству удобрений, жизнь била ключом, а потом на заводе произошла авария, и теперь немногочисленные жители деревни занимаются сельхозом и пьянством. К тому же в затоне стоит корабль, на котором несколько лет назад случилась трагедия: в результате пожара погибли оставшиеся без присмотра дети из этой деревни. Этот корабль покупает компания молодых людей из города, которые, конечно ни о чём не догадываются. Компания очень своеобразная – психотрамированный в детстве наркоман, его брутальный брат и прелесть какая глупенькая девушка этого брата (кстати, последнюю играет Ирина Старшенбаум, исполнительница главной роли в «Притяжении» Бондарчука). Пока братья пытаются привести купленный корабль в божеский вид, ленивая и в целом бесполезная героиня Старшенбаум пытается как-то развлечь себя и отправляется на свадьбу на соседнем корабле, неизвестно что забывшем в этом затоне. А обратно наутро она возвращается какой-то не такой, странной – но хотя бы меньше раздражающей своей непроходимой глупостью. Братья тем временем умудряются войти в конфликт с местными жителями, которые совсем не хотят, чтобы вскрылась правда о том, чтто происходило на корабле, на заводе и вообще в деревне.

2785328

Фильм обошёлся без спецэффектов и декораций. Заброшенная российская деревня лучше любых готических декораций создаст гнетущую атмосферу триллера. Но в целом мистики здесь мало, чаще всего мистические видения и «приходы» случаются у недолеченного наркомана, а не всегда адекватное поведение местных жителей вызывает как минимум понимание. К тому же от первоначальной идеи – экологический хоррор – создатели не отказались насовсем, поэтому в итоге всё равно оказывается, что все беды той деревеньки в общем-то рукотворны, а не посланы свыше. И объясняются только халатностью, наплевательским отношением к природе и людям, а не кознями бесов и ведьм, хотя последними очень легко прикрываться перед малообразованными согражданами.

Каримов хотел, чтобы получилось не только страшно и грустно но ещё и смешно. Как он сам признавался, хотел высмеять штампы фильмов ужасов. Но получилось, во-первых, очень просто – как телефильм, которых выходит множество, а во-вторых, всё-таки грустно, потому что мистика в фильме совсем не при чём.

29 июня на российский экран вышел американско-австралийский триллер с лаконичным названием «2:22». Это вторая режиссёрская работа Пола Карри после долгого перерыва: 12 лет после «Отличного дня» Карри занимался продюсированием и в 2016 вернулся к режиссёрской работе. Слоган фильма: «Будущее подвластно тем, кто управляет прошлым». Но это не про политику и не про историю. Это про астрологию, как бы мистику и как бы любовь.

2777446

В фильме рассказываются две истории. Первая история произошла в 1986 году, 18 апреля в 2:22 (это важно) — тройное убийство из-за ревности прямо посреди центрального вокзала Нью-Йорка. Ревнивец застрелил возлюбленную и её друга, ревнивца застрелила полиция.

Вторая история развивается за неделю до 18 апреля 2016 года. Есть главный герой – авиадиспетчер Дилан(Михил Хаушман). У него периодами пробуждается какая-то особая связь с Вселенной – например, он чётко, до схематичности видит траекторию движения самолётов, что неплохо помогает ему в работе. Однажды внутреннее чутьё его подводит, и он крайне неудачно сажает самолёт. Происходит это в 2 часа 22 минуты по полудню. С этого дня у него случаются «приходы». В одно и то же время он видит одних и тех же людей в одних и тех же обстоятельствах. На третий или четвёртый день сурка (за хронотопом уследить сложно) Дилан решает всё-таки разобраться в происходящем.

2777456

Фильм крайне нелогичный, хотя изо всех сил пытается продемонстрировать логику. В итоге получилась ничем не обоснованная взаимосвязь всего со всем. Главные герои фильма оказываются из-за своего дня рождения связанными с убитой троицей и должны повторить их судьбу. Но создателей фильма,очевидно, привлекала идея борьбы с роком, поэтому две трети экранного времени показывается, как герой Хаушмана пытается управлять своей жизнью. Кстати, его подруга по фильму Тереза Палмер, сыгравшая уже не в одном триллере, ведёт себя, как и положено по законам жанра, скептически и пассивно. И амплуа с открытым ртом и широкими от удивления глазами ей вполне удаётся из фильма в фильм. Классические схемы хоррор-фильмов работают, хотя режиссёры и пытались сказать что-то новое.

2777450

Новое, наверное, можно найти в том, что впервые в триллер вмешивается астрология. Не призраки, не маньяки, не привидения — над героями фильма просто давлеет злой рок. Как у кафкианских героев — им плохо, потому что такова судьба. Впрочем, создатели фильма слишком сильно уверовали в то, что объяснение «звёзды так сошлись» подходит для любой ситуации, что использовали его в хвост и в гриву, прикрывая астрологией любую нелогичность сценария.

Единственное достоинство «2:22» — красивость фильма. Главные герои красивые. Балет, который они смотрят, красивый. Инсталляции, которые они создают, красивые. Да и вокзал красивый. Хочешь большой и красивой любви? Приходи в 2:22 на Центральный вокзал.

«Весь этот мир» (Everything, Everything) — первый роман ямайско-американской писательницы Николы Юн. Первый, немного наивный и очень-очень искренний. Его экранизировала Стелла Мэги — для неё это второй фильм за режиссёрскую карьеру. И он тоже получился очень искренним и немного наивным.

2769834

В основе сюжета — любовь безнадёжно больной девушки. У неё тяжёлая форма комбинированного иммунодефицита: при такой форме любой контакт с окружающей средой, полной микробов и вирусов, оборачивается мгновенным заражением. Девушка живёт с матерью в доме, куда вхожи также медсестра с дочерью, в условиях абсолютной чистоты — такая вот жизнь под стеклянным колпаком. Когда девушке исполняется 18, она случайно знакомится с новым соседом. Он её ровесник, у него свои тяжёлые семейные обстоятельства, и, в общем, если коротко, два чудика нашли друг друга и взаимно полюбили. Дальше начинаются свои препятствия, ведь, по сути, девушке лучше не контактировать с внешним миром, да и её мама не поддерживает их отношения. К слову, у мамы своя трагедия: умерли муж и сын, которые были для неё «любовью всей жизни». Теперь любовью всей жизни стала болеющая дочь, находящаяся от неё в полной зависимости.

2769838

«Весь этот мир» — история, с одной стороны, о любви вопреки безнадёжной болезни, а с другой — об отношениях между родителями и детьми, тотальном страхе одиночества, страхе быть непонятым. Что-то среднее между «Маленьким принцем» и «Похороните меня за плинтусом» — кстати, влияние первой книги на создателей «Всего этого мира» неоднократно подчёркивается. История о любви, о том, что любовь не обязательно должна закончиться счастливо, но обязательно должна изменить что-то в жизни.

2769832

К сюжету фильма много вопросов, есть нелогичности, совершенно какие-то необъяснимые вещи. С визуальной частью тоже не всё гладко. Амандла Стенберг — актриса явно неопытная, достоверно сыграть человека, впервые столкнувшегося с внешним миром у неё совсем не получилось (кстати, вспомните, как играет сходные эмоции совсем-совсем юный Джейкоб Тремблэ в оскароносной «Комнате»). Стелла Мэги захотела добавить в визуальный ряд символизма, поэтому там будет много кадров океана и ходячие астронавты в скафандре. Стелла Мэги пробует, ищет свой стиль — это видно и это получается.

Вообще «Весь этот мир» — история с достаточно сильной заявкой, но при этом дилетантским исполнением. Стоит смотреть, чтобы разобраться в каких-то своих житейских проблемах, но точно не ради майнд-геймс или какого-то особенного эстетического удовольствия.

11 июня 2017

Перезамотка

В последнее время на экраны всё чаще выходят перезапуски культовых и очень кассовых фильмов. Не стала исключением и легендарная «Мумия», от которой в нулевые годы у зрителей шли мурашки по коже. Причём это не только перезапуск успешного кино, а ещё и часть «Тёмной вселенной», проекта киностудии Universal, куда, по слухам, войдут истории Дракулы и Франкенштейна.

2765908

Создателям явно не хотелось сделать просто ремейк. Поэтому для начала они решили поменять пол главного персонажа: теперь ожившая злобная мумия — это заключившая сделку с богом Сетом египетская принцесса Аманет, которая, в жажде власти, убила всю семью фараона. Правда, египетский престол ей всё равно не достался — её поймали и заживо мумифицировали, похоронив на территории современного Ирака. Но, как нам сообщают первые кадры фильма, «смерть — это лишь преддверие», поэтому после мумификации у Аманет и начинается вся активность по захвату мира. Гробницу злой принцессы находят мародёры из американцев-миротворцев (напомню, Аманет лежит недалеко от Мосула), грузят мумию на борт самолёта, а дальше всё идёт не по плану, самолёт терпит крушение, а мумия начинает реализовывать свой план. Реализовывает очень оригинально: от её поцелуя люди становятся её зомби-рабами.

2765906

Создатели обещали нечто принципиально новое, свежий взгляд на древнюю египетскую мифологию. На деле мумию просто перезамотали. Это симпатичный, динамичный блокбастер, но кроме динамики и красивой картинки, ничего в нём в принципе и нет. Даже линия Том Круз — блондинка археолог не отличается глубиной, словно поставлена чисто для укомплектации — чтобы была любовная линия.

Вообще фильм сделан так, словно его специально укомплектовывали и ставили галочки: есть дурацкая перебранка про секс в начале фильма — ставим галочку, что присутствует юмор; есть сцена в морге и парочка моментов с убийствами — ставим галочку, что есть триллер; играет Том Круз — ставим галочку, что есть звёздный состав. И всё предельно понятно показываем и объясняем зрителю — ну, чтобы дошло наверняка и не осталось недопониманий. Но чтобы обязательно осталась недосказанность как обещание как залог продолжения картины.

Фильму не хватает той атмосферности оригинальной «Мумии», глубины и интеллектуальной игры. И ни спецэффекты, ни смена пола мумии, видимо, это всё компенсировать не может.

«Пираты Карибского моря» всегда были каким-то сумасшедшим праздником. Именно сумасшедшим, потому что лихие сюжетные повороты иначе не назвать, и именно праздником, потому что заряд позитива и жизнелюбия после очередной части сохранялся на пару дней. Но со всех праздников надо уметь вовремя уходить, чтобы заводное веселье не скатилось в унылую и бестолковую вакханалию. И с «Пиратами Карибского моря» такая же история – надо уметь вовремя заканчиваться.

25 мая вышла уже пятая часть франшизы – «Мертвецы не рассказывают сказки». Главный герой, на котором франшиза и держится, капитан Джек Воробей побывал уже во всех переделках и во всех мирах. В этой части за ним охотятся мертвецы – на этот раз не пираты, как Дэйви Джонс, а испанские флотоводцы, которые хотят уничтожить всех пиратов вообще. У Джека Воробья снова двое спутников, влюблённых друг в друга, – сын Тёрнеров Генри и девушка-астроном, которую считают ведьмой, по имени Карина. Сюжет фильма идёт по старой схеме: бесконечные приключения на море и на суше, инфернальные противники и поиск очередных артефактов. Правда, в эту старую схему создатели фильма ещё умудрились впихнуть социалочку: феминизм как главный тренд умудрился проскочить даже в фентезийную сагу о морских разбойниках.

2753205

Видимо, создатели фильма догадывались, что сюжет получился из разряда «те же яйца, только в профиль», поэтому решили взять абсолютно звёздным составом. Главного злодея играет харизматичный Хавьер Бардем, на роль «ведьмы» взяли Каю Скоделарио, которая играла Эффи в «Молокососах», эпизодически появляются Орландо Блум и Кира Найтли. Главным козырем, по замыслу создателей, очевидно, должен был стать Джонни Депп, но харизма Деппа просто подвела: актёр во время съёмок был определённо не в лучшей форме (скандалы с женой), поэтому наиболее удачно у него получились моменты с мертвецки пьяным Джеком Воробьём.

Актёрский состав помог фильму слабо. Старая схема «Пиратов», отлично работавшая в первых нескольких эпизодах, к пятой части определённо дала сбой. Орландо Блум говорил, что пятая часть — это своеобразная перезагрузка, но в итоге получилась не перезагрузка, а самокопирование, лишённое всякого лоска.

Фильм долго держался на экранах во многом из-за героя Деппа. Джек Воробей в своё время стал глотком свежего воздуха в галерее киношных образов. Одновременно беспринцный, неунывающий, энергичный, иногда готовый прийти на помощь, а иногда способный подставить в самый неподходящий момент – такой герой определённо был привлекательным, новым и интересным. Но к пятой части вся новизна закончилась, а стремление к эпатажности вступило в неравную борьбу со здравым смыслом.

2753207

Вполне возможно, что не Деппом единым держались «Пираты»: первые три части, наиболее успешные, были сняты Гором Вербински. Теперь Вербински снял «Лекарство для здоровья» и доволен собой. А зрители «Пиратами» — не очень. Как и кинокритики: фильм был оценён крайне плохо. Однако создатели не унывают и, по слухам, планируют шестую часть, видимо считая, что звёздный состав и огромные бюджеты должны как-то спасти уходящее в ноль содержание эпизодов.

14 мая 2017

Дело тёмное

11 мая в российский прокат вышел триллер «Прочь» — триллер сатирический, затрагивающий наболевше-американскую проблему — расизм. Фильм попал в яблочко: за один уик-энд на родине он окупил свой бюджет в восемь раз. Он получил более двухсот положительных оценок американских критиков и всего одну отрицательную. В чём секрет?

«Прочь» — это смешение жанров. Для Джордана Пила это первый режиссёрский опыт. И, кажется, первый опыт в подобном жанре: Пил в основном писал сценарии к комедиям и озвучивал мультики. Но, видимо, никогда не поздно попробовать что-то новенькое.

Сюжет его фильма не новый, по такой схеме сняли не один ужастик. Девушка (белокожая) и парень (темнокожий) встречаются уже пять месяцев и решают, что надо познакомиться с родителями. Они едут к родителям девушки, почтенной паре врачей, которые живут в частном доме, с темнокожей прислугой, но имеют крайне либерально-демократические взгляды. Но что-то в их семье не так: прислуга какая-то подозрительная, брат какой-то агрессивный, а мать вообще владеет гипнозом. Словом, дальше себя оправдывает слоган фильма: «Знакомство с родителями не всегда заканчивается свадьбой».

2739334

В этот сюжет режиссёр (и он же сценарист) уместил целый ворох наболевших для американцев проблем. Поэтому картина и окупила свой бюджет (4,5 миллиона) примерно раз в 30 только в американском прокате. Это фильм о толерантности, показной толерантности, которая идёт не от души, а по разнарядке. И при этом Пил показывает, что винить-то в этом некого. Сейчас в Америке живо поколение людей, для которых темнокожая прислуга и разделение мест в транспорте по цвету кожи не является дикостью, это скорее ушедшая в прошлое традиция, которая когда-то была нормальной.

2739332

То, что хоррор – не типичный для Пила жанр, нашло отражение ещё и в характерах персонажей. Они не  клишированные, не штампованные, как это принято в ужастиках, где персонажи в основном просто носители определённых ункций. Хорроры не драмы, они строятся в основном на сюжете, пугающих деталях и нагнетании атмосферы. И до глубины характеров там дело обычно не доходит, если только это не характеры психопатов. А здесь — дошло. Главный герой — фотограф. У него получаются интересные снимки, он подмечает в людях какую-то меланхолию, отрешённость, умеет поймать состояние, когда люди немного «не здесь». И его трудно обмануть — он чувствует фальшь, чувствует лукавство. Поэтому герой сразу замечает, что с обитателями дома что-то «не так». Непонятно, что именно, но что-то не так.

На этом «непонятно, что именно, но что-то не так» и строится саспенс. При всей своей социальности, злободневности и драматичности фильм не лишён черт обычного, привычного ужастика. У Пила вполне получился триллер — с социальными проблемами и чёрным во вех смыслах юмором. Что совершенно не плохо для дебюта.

Для французской косметической фирмы «Идеаль» женщины делятся на два типа: на тех, у кого расстояние между носом и подбородком равняется высоте лба, а вес при росте больше 170 см меньше 55 кг, и на просто страшных. Первых косметическая фирма «Идеаль» берёт работать моделями. Вторые должны всячески осознавать своё полное несовершенство и отчаянно стремиться к внешности первых. Потому что у первых — деньги, вечеринки, элитные клубы, дорогой алкоголь и лёгкие наркотики. А у вторых — обычная серая жизнь. Об этом — фильм Фредерика Бегбедера «Идеаль», снятый им самим по собственному сценарию.

2729502

Бегбедер и раньше писал книги о мире бизнеса и гламура и существующих там жёстких законах. Но у «Идеаля» особый колорит — действие разворачивается в России. Главный герой Октав — жёсткий, беспринципный и не особенно заморачивающийся нравственными вопросами — ездит по России в поисках моделей для «Идеаля». Он ходит по кастингам, закрытым вечеринкам и клубам, совмещая полезное с приятным. Так он мотается между Францией и Россией.

В Самаре, в пьяном угаре, бороздя поля на тракторе в обнимку с бутылкой водки, Октав встречает «русалку», которая неведомым образом «испаряется», не удостоив скаута аудиенцией. На какое-то время Октав просто забывает о «русалке», но, когда из-за жуткого скандала в «Идеале» внезапно требуется новая модель и карьера Октава оказывается под угрозой, он решает, что найти русалку — это единственный выход в сложившейся ситуации. Октав срочно выезжает в Россию на поиски той самой девы…

Главное достоинство фильма — Бегбедер смог показать Россию в смешном (потому что это комедия) ключе, но не переборщил и не стал играть на совсем уж устоявшихся стереотипах. Будет водка, будет балалайка, непременно — Кремль с собором Василия Блаженного, будут приветы Pussy Riot и «Бурановскм бабушкам». А ещё будет тонко понятый менталитет и красивая русская музыка.

2729504

Сам Бегбедер в интервью назвал фильм «сумасшедшим спектаклем, который заставит нас обдумать нашу жизнь». Это действительно сумасшедший спектакль, потому что европейские ценности оказываются помещёнными в достаточно консервативную, более традиционную российскую среду. Которая трудно воспринимает феминизм, трансгендеров, однополую любовь, ЭКО и прочие привычные западному миру ценности. И Бегбедер смотрит. что из этого получится. Смотрит, правда, достаточно позитивно.

Это фильм — манифест естественной красоте и отказу от гламура. Бегбедер, как сам упоминал в интервью, размышляет над фразой Достоевского про красоту, которая спасёт мир, и задаётся вопросом — а спасёт ли? А если спасёт, то какая?

Фильм одновременно хлёсткий и красивый,европейский и русский, смешной и одновременно грустный — потому что он о мире, в котором мы живём.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире