museum_echo

Музейные палаты

19 мая 2017

F

Гость передачи «Музейные палаты» в субботу, 20 мая – глава Департамента культуры Москвы Александр Кибовский.

 

 

В Москве «Ночь музеев» проводится уже в 11-й раз. Но и сама по себе эта международная акция возникла не так уж давно.

Впервые «Долгая ночь музеев» прошла в Берлине в 1997 году в  Берлине (и получила тогда название Lange Nacht der Museen). Идея имела большой успех, годом позже к инициативе присоединились другие музеи Германии. Инициативу подхватили французы – и именно они предложили сделать эту культурно-образовательную акцию международной. В 305 году идея была утверждена Советом Европы. Поддерживает акцию и Международный совет музее (ICOM). Приурочить же «Ночь музеев» решили к уже существовавшему тогда Международному дню музеев (это 18 мая, так что ночная акция проводится обычно в  ближайший уик-энд).

Ну, а в России первым участником стал в 202 году город Красноярск (где отмечалось тогда 15-летие Красноярского музейного центра). В Москве первая «музейная ночь» прошла в 2007 году, и тогда в ней приняли участие шесть городских и  четыре федеральных музеев. Теперь же, по словам Александра Кибовского, участвовать собираются свыше 200 различных площадок. Среди них не только 113 учреждений Департамента культуры Москвы, но также 46 федеральных, 15 ведомственных и 51 частная организация. В основной программе – больше 500 разнообразных событий.

 

Ну, а вот кадры из архива – так проходила московская «Ночь музеев» в предыдущие годы.

 

И даже проливной дождь, как показывает практика, желающим поучаствовать в «Ночи музеев» не мешает.

 

Остается добавить: для удобства перемещения посетителей в  «Ночь музеев» будет действовать специальный автобусный маршрут. Он соединит Музей космонавтики, Еврейский музей и центр толерантности, Музей Булгакова, здания Третьяковской галереи на Крымском валу и в Лаврушинском переулке и Дарвиновский музей. Автобусы будут курсировать с 18 часов до полуночи.

 

О других подробностях акции можно будет расспросить непосредственно главу департамента культуры в прямом эфире.

Гость передачи «Музейные палаты» в субботу, 13 мая – арт-директор Института русского реалистического искусства Надежда Степанова.

 


На этой фотографии – как раз этот самый Институт русского реалистического искусства. Явный стиль промышленной архитектуры конца XIX века – действительно, здание представляет собой часть исторического комплекса ситценабивной фабрики на Дербеневской набережной (ныне, понятно, преобразованного в «деловой квартал»).

А вот для разговора о самом институте стоит порассуждать о  том, что вообще есть частная коллекция.

Опустим такой вариант как приобретение картины или скульптуры чисто для украшения интерьера. Хотя и из этого может вырасти увлечение, превратившееся в собирательство уже сознательное. И такие собиратели могут, конечно, свое собрание рассматривать исключительно приватно, в компании друзей и родственников. Но все больше их с готовностью предоставляют работы из  своей коллекции на публичные выставки. А некоторые идут еще дальше – и задумываются о создании собственной постоянной экспозиции.

В Москве, в частности, таких точек уже несколько. И одна из  них – как раз Институт русского реалистического искусства, возникший в свое время как частная коллекция.

Что здесь понимается под «реалистическим искусством»? Похоже, вообще изображения фигуративные, то есть предметные. А вот эпохи – самые разные, и если мы заглянем на постоянную экспозицию, то увидим, например, авторов, начинавших еще в XIX веке, как Василий Поленов.

 

Но больше тут работ советского периода. Вот из 30-х годов – «Парад на стадионе» Сергея Лучишкина.

 

Тогда же и на ту же тему – работа Кирилла Кустодиева (ну да, сын более известного широкой публике Бориса Кустодиева).

 

Классическая спортивная тема и у Александра Дейнеки.

 

А вот еще один потомок знаменитого отца – Михаил Петрович Кончаловский.

 

Тандем братьев Ткачевых неизменно продолжал усвоенный в 40-х годах стиль.

 

То же можно сказать и о Гелии Коржеве – во всяком случае, о  его работах, представленных в экспозиции.

 

Традиционная манера и у Михаила Кугача.

 

Академист Дмитрий Жилинский.

 

Но обнаруживается в экспозиции ИРРИ и большая доля представителей так называемого «сурового стиля» (при всей расплывчатости такого термина). Широко представлен, в частности, Виктор Попков.

 

Игорь Обросов.

 

Павел Никонов.

 

Андрей Васнецов.

 

Карл Фридман.

 

Петр Оссовский.

 

Виктор Иванов.

 

Ну, и еще примеры работ из собрания. Май Данциг (это, чтоб вы знали, народный художник Белоруссии).

 

Пейзажисты: Алексей Грицай, работа 50-х годов.

 

Андрей Тутунов.

 

Эдуард Браговский.

 

Владимир Стожаров.

 

Ким Бритов.

 

ИРРИ, помимо постоянной экспозиции, проводит у себя и временные выставки с участием других коллекционеров, а также музеев. И, в свою очередь, дает работы на чужие выставки. Но можно задаться вопросом: почему вообще частный музей именуется «институт» – разве это учебное или научно-исследовательское заведение? Ну вот и спросите у гостьи субботнего эфира. :) 

 

(Текст: Татьяна Пелипейко)

 

Гость передачи «Музейные палаты» в субботу, 6 мая – генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Из нынешних выставок Третьяковки немалое внимание публики привлекает Зинаида Серебрякова в Инженерном корпусе. Тут надо отдать должное Третьяковской галерее: в центральном зале расположились наиболее значимые работы художницы. И это вовсе не детские портреты и не благостные пейзажики, а  «крестьянский цикл» и эскизы для декоративных панно.

В «Крестьянском цикле» из милого дамского рукоделия вдруг проступает вполне серьезный монументалист (недаром происходила художница из  семьи Лансере-Бенуа, где немало архитекторов). Вот «Беление холста» 1917 года.  


Не менее интересны и эскизы к этой работе.


И даже просто портреты крестьян.


Из той же эпохи (1912 год) и картина «Баня».


И вот важный для художницы профессиональный шанс: в 1915 году Серебрякову привлекают к разработке декора Казанского вокзала в Москве. На  ее долю выпадает подготовка четырех панно, символизирующих страны Востока. Вот «Сиам».


А вот «Япония».


К сожалению, осуществить тогда большой коллективный проект оформления интерьеров вокзала помешала революция. Да и самой Серебряковой, вынужденной через некоторое время уехать в эмиграцию, она помешала стать всерьез монументалистом (хотя в экспозиции представлены и ее более поздние эскизы для виллы бельгийского барона – но это все, что ей еще удалось сделать в  этой сфере).

Ну, а для предпочитающих Серебрякову более привычную – вот  вам один из автопортретов, а также портреты семейные, сценки балетные и пейзажи усадебные.

 

Это в Инженерном корпусе ГТГ и до конца июля.

По соседству, в главном здании, тоже есть временные выставки. В залах графики, в частности, уже почти заканчивается (будет по14 мая) выставка «Графика стен», эскизы для монументальных росписей. Врубель, Васнецов, Серов, Бенуа и многие другие.

 

Еще одна любопытная выставка рассредоточена по разным залам главного здания. Она называется «Модель художника в объективе фотоаппарата». Авторы экспозиции, порывшись в своем фотоархиве, обнаружили немало изображений героев и героинь живописных произведений, имеющихся в постоянной экспозиции. Причем если некоторые художники просто писали портреты знакомых и  родственников, то другие – тут особенно отличались Нестеров и Борисов-Мусатов – их нещадно эксплуатировали, заставляя позировать в костюмах исторических персонажей для своих полотен. У Нестерова на его большом полотне – сразу несколько членов семьи.

 

В здании на Крымском валу открылась между тем выставка итальянца Джорджо де Кирико под названием «Метафизические прозрения».

Собственно метафизическим был ранний период художника – 1910-е – 1920-е годы.

 Однако дальше художник подкидывает искусствоведам и зрителям сюрприз, обращаясь к традиционной манере. Вот его «Подражание Ватто» 1940-х годов.


Вполне традиционный натюрморт.


Венецианский пейзаж 50-х.


И даже собственный автопортрет в доспехах.


Этим, впрочем, дело не кончилось. В поздний период у Де Кирико случается период «неометафизики». Среди работ этого времени – немало самоповторов (несколько отличающихся по стилистике большей графичностью и более яркими тонами). При этом даты он иной раз ставит более ранние.


Это, надо отметить, не все. В экспозиции представлены также театральные костюмы по эскизам Де Кирико, его графика и скульптура.

 

В том же здании продолжается (до середины июня) большая выставка «Оттепель» (о ней подробнее – здесь).  

 

А также выставка скульптуры из фондов галереи – «Мужики и  бабы» (подробнее здесь). Ее надо успеть посмотреть до конца мая.

 

Наконец, до начала июня на Крымском продлится и выставка интереснейшего, рано ушедшего графика времен авангарда Василия Чекрыгина.

 

Закончу обзор забавной парной экспозицией работ Александра Дейнеки. Витраж – из частного собрания, эскиз к нему – из третьяковских фондов.

 

Ну, а в дальнейших планах Третьяковской галереи на май – выставка пейзажей Виктора Васнецова.

Обо всем упомянутом – и неупомянутом – можно будет расспросить директора Третьяковки.

 

Часть изображений любезно предоставлена пресс-службой Третьяковской галереи.

Текст: Татьяна Пелипейко

 

 

Гость передачи «Музейные палаты» в субботу, 29 апреля – директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак.

 

Одна из последних новостей Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина – его участие в параллельной программе Венецианской биеннале. ГМИИ представит там собственную отдельную экспозицию (в палаццо Соранцо Ван Аксель) под названием «Человек как птица. Образы путешествий».

Экспозиция объединит как российских, так и иностранных художников, в общей сложности 14 авторов. Среди наших – Ирина Затуловская, Леонид Тишков, Татьяна Ахметгалиева. Ну, а техника – звуковые и световые инсталляции, видео, фото, объекты, документация перформансов. Продлится выставка с 10 мая по 5 сентября.

Биеннале в Венеции станет главной темой разговора в  «Музейных палатах». Но не обойдется и без текущих выставок в самом музее.

В главном здании ГМИИ продолжается масштабная выставка «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968» (по 21 мая) Подробнее о ней – здесь.  

 

В том же главном здании открылась более камерная выставка «Датский дизайн» (до середины июня). Дизайн представлен там через один предмет – стулья.

 

Внимание! Скоро закончится очень интересная выставка «Сокровища Нукуса. Из собрания Государственного музея Республики Каракалпакстан» (о ней подробнее – здесь). Запланирована по 10 мая, а проходит срезу в двух зданиях: один зал – в главном, все остальное – в здании Музея личных коллекций.

 

Ну, и совсем свеженькое – открылась выставка Джорджо Моранди. Более 90 экспонатов из музеев и частных коллекций.

 

В Москве последний раз выставка итальянского мастера проходила в 1973 году, так что для многих зрителей это будет первой возможностью увидеть его произведения в таком объеме.

Автор, к слову – в отличие от многих современников – неизменно отвергал свою принадлежность к каким-либо «измам». И сам говорил: «Мои натюрморты остаются натюрмортами и никоим образом не наводят на какие бы  то ни было метафизические, сюрреалистические, психологические или литературные размышления». Так что и живописные его работы, и офорты следует воспринимать прежде всего как поиски в области формы. Ну, а экспозиция, охватывающая все периоды творчества Моранди, начиная от самых ранних, позволит проследить эволюцию авторской манеры.

До начала сентября.

 

Гость передачи «Музейные палаты» в субботу, 15 апреля – глава департамента культуры Москвы Александр Кибовский.

2719422

Что нас ждет по линии департамента в ближайшее время? Прежде всего, это Дни культурного наследия. 18 апреля – это Международный день охраны памятников
и достопримечательных мест. 18 мая – Международный день музеев. Под все это разрабатываются (надо думать, уже разработаны) всяческие планы. Что там, кстати, с «Ночью музеев»? Вот и повод расспросить главу департамента.

Еще одна история – Всероссийская акция «Библионочь». В этом году она пройдет в ночь с 22 на 23 апреля. Причем семь московских библиотек уже заявили, что их программы продлятся с 22 часов вечера до 6 утра. А что еще в  программе?

Ваши вопросы можно задавать в комментариях. А сейчас вопрос к вам:

Вы собираетесь в этом году принять участие в программах Дней культурного наследия?

да
нет
J 627 человек проголосовало. Смотреть результаты

Тема передачи «Музейные палаты» в субботу, 8 апреля – выставка «Красавец-мужчина. Русский модник середины XVIII – начала XX века».

Гость передачи – куратор выставки Наталья Виноградова.

 

 

Исторический музей подготовил эту выставку совместно с  Музеем А.С.Пушкина, Фондом Александра Васильева, Российской государственной и  Исторической библиотеками.

Экспозиция разделена на три части, на три временных – и  стилистических – периода. Первый из них, вторая половина XVIII столетия – это время куртуазной французской моды, время «петиметров»: расшитые кафтаны, пудреные парики, немалое количество украшений и вообще внимание к деталям.

 

Второй раздел выставки – это чисто по-пушкински: «как денди лондонский». Возможности щегольства существенно сокращаются, манера одеваться становится более строгой. А советы модникам теперь даются такие: «Не следует приравнивать часы к украшениям. (…) Обилие цепей, печаток говорит о плохом вкусе» – ну, и так далее.

 

Ну, а часть третья, рубеж XIX-XX веков (хотя экспозиционеры и определили ее как «декаданс»), – это на самом деле время постепенной демократизации моды и распространение ее  как минимум на новый «средний класс». Соответственно, мода вновь упрощается – хотя определенные правила соблюдает все равно.

 

Выставка продлится до конца июля.

 

 

 

Подробнее  о выставке можно прочесть на сайте diletant.media  – часть 1, часть 2 и часть 3

 

В субботу, 1 апреля, Музей декоративно-прикладного искусства представит в «Музейных палатах свою выставку «Театр в главной роли».

Гость передачи – куратор выставки Юлия Амбарцумян.

 

 

Выставка призвана демонстрировать вклад художников в работу над театральным процессом. Представлены экспонаты из фондов Театрального музея имени Бахрушина, Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры и  частных собраний. Это театральные костюмы, афиши, фотографии, эскизы костюмов и  декораций.

В центр экспозиции кураторы поставили 15 графических работ Георгия Тоидзе – портреты исполнителей Большого и Мариинского театров в  сценических костюмах (предоставлено семьей художника).

 

Выставку сопровождает тематический цикл лекций.

 

 

(Изображения любезно предоставлены пресс-службой музея.)

 

Тема передачи «Музейные палаты» в субботу, 25 марта – открывшаяся в ГМИИ им. Пушкина выставка «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1968».

В эфире ожидаются кураторы выставки Александра Данилова и  Данила Булатов.

 

Некоторые относят эту выставку к нынешнему московскому межмузейному проекту «Оттепель», но это неверно. Хотя охвачен действительно близкий к «оттепельному» период, речь тут совсем о другом. «Лицом к будущему» – это большой международный проект, рассчитанный на несколько лет. Выставка уже прошла в Брюсселе и Карлсруэ, теперь в Москве. Состав экспозиции при этом в  определенной степени меняется, но концепция – показать послевоенное искусство Западной и Восточной Европы как единый художественный ландшафт – остается неизменной.

Всего там сотни две работ из 18 европейских стран. Участвуют почти полсотни музеев, десяток галерей и частные коллекционеры. И это возможность увидеть вживе многих авторов, известных московскому зрителю разве  что по именам, а также открыть имена новые.

И конечно, первая тема экспозиции – война. Которую искусство с трудом переживало. Не случайно уже на лестнице зрителя встречает работа Осипа Цадкина «Разрушенный город» – автор посвятил ее Роттердаму, почти уничтоженному немецкими бомбежками (фото выше). И далее, на входе в зал – «Распятый» австрийца Альфреда Хрдлички.

 

Вся центральная часть главного зала отдана теме памяти. «Треблинка» Вадима Сидура. 

 

Фриц Кремер, модель памятника для концлагеря Маутхаузен.

 

Сразу два варианта «Заложника» француза Жана Фотрие – скульптурный и живописный. Автор, участник Сопротивления во время Второй мировой, сам вынужден был скрываться во время немецкой оккупации.

 

«Транспортировка сфинксов» Макса Бекмана написана в 1945 году. После прихода к власти Гитлера автор, причисленный к «дегенеративному искусству», был вынужден бежать из Германии.

 

Итальянец Габриэле Мукки, «Бомбардировка Горлы» (Горла – пригород Милана, который по ошибке разбомбила в 1944 году авиация союзников).

 

А вот и наш Элий Белютин – «1945. Три месяца после войны».

 

«Резня» Вилли Зитте основана на личных впечатлениях: художник был призван в вермахт и видел подобное на восточном фронте. Позже, будучи переведен в Италию, дезертировал и присоединился к партизанам. После войны жил в ГДР.

 

«Черная колючая проволока на черном» голландца Армандо. Автор, ребенком переживший немецкую оккупацию, жил неподалеку от пересыльного лагеря Амерсфорт.

 

Еще одно «Распятие»: британец Грэхем Сазерленд написал его как эскиз для церкви святого Матфея в Нортгемптоне.

 

«Череп на раскрытой книге» Владимира Татлина.

 

«Разные знаки» Георга Базелица.

 

А здесь на первом плане «Падающий воин» Генри Мура, на  заднем – «Сталинград» Ханса Рихтера (эту работу автор, находясь в эмиграции в  Америке, начал в 1943 году).

 

«Струна» поляка Тадеуша Бжозовского (вообще художники Восточной Европы представлены в этой экспозиции весьма активно).

 

Абстракции в послевоенный период вообще немало. Причем для художников «восточного» блока это был не просто прием, а еще и символ свободы.

«Пейзаж бесформенного» Жана Дюбюффе.

 

«Композиция» Тадуеша Кантора.

 

«Дворец» Лидии Мастерковой.

 

Но рядом вполне бодро чувствует себя и фигуратив. Нередко сочетающийся с социальной тематикой – вот «Батраки» Ренато Гуттузо.

 

И «Трудные времена» Харальда Мецкеса.

 

Тут же и социальный оптимизм – как в «Строителях» Фернана Леже.

 

И уж тем более в «Мирных стройках» Александра Дейнеки (ау, пятиэтажки!).

 

Не обходится и без доли иронии: вот «Социалистическая молодежная бригада» Вернера Тюбке (автор, как нетрудно догадаться, работал в  ГДР).

 

Антивоенная тема обретает новую энергию в годы «холодной войны». «Матадор» Карла Отто Гёца – это не символ испанской корриды, а название крылатых ракет, бывших на вооружении в ВВС ФРГ.

 

«Против атомной смерти» Ханса Грундига.

 

Послевоенные годы видят и «обнуление» искусства – радикальный отказ от изображения, переход к максимальному лаконизму, нередко и  к монохрому. Пьетро Мандзони вообще назвал свою работу «Ахром» – «отсутствие цвета».

 

Нередко и обращение к ассамбляжу, включению в плоскостное живописное произведение реальных объемных предметов. «Стена с розеткой» Михаила Рогинского.

 

«Картина-объект» Алеша Веселы. 

 

«Торс» Владимира Янкилевского.

 

И «13-я улица имени Иисуса Христа» Оскара Рабина.

 

А работа Вольфа Фостеля «Ваш кандидат» – вообще чистый коллаж из обрывков афиш.

 

«Композиция» Адама Марчински.

 

Юрий Злотников – абстракции из серии «Сигнальная система».

 

«Система двух структур» Льва Нусберга.

 

Зал световых и кинетических работ – здесь Хайнц Мак, Отто Пине, Милан Добеш, Франциско Инфантэ.

 

Наконец, 1968-й – год «пражской весны» с советскими танками на Востоке и студенческих волнений на Западе. В этом зале нас встречает «Баррикада» Гюнтера Юккера.

 

«1968» Жиля Вольмана.

 

Фото с демонстраций – здесь перемешаны и Берлин, и Прага, и  Париж. 

 

«Божественная пропорция» испанской группы «Реалидад» – это протест против войны во Вьетнаме.

 

А босниец Брацо Дмитриевич предлагает свой «Флаг мира» – тряпку для вытирания кистей с разноцветными пятнами красок.

 

И все это – лишь малая доля раскинувшейся по нескольким залам главного здания экспозиции. Выставка запланирована по 21 мая.

 

Гость передачи «Музейные палаты» в субботу, 18 марта – глава департамента культуры Москвы Александр Кибовский.


Ближайшее из крупных событий под эгидой департамента – Московский культурный форум (он пройдет 24-26 марта в Манеже).

О чем тут речь? Ожидается событие одновременно профессиональное и публичное. Для профессионалов – музейщиков, библиотекарей, театральных деятелей и прочих специалистов – будут дискуссии и круглые столы. Среди заявленных вопросов – трудовое  право, финансирование культуры; современные подходы к проведению фестивалей и экскурсий, модернизация в сфере IT.

Для посетителей – разнообразные встречи, концерты, детские мастер-классы и отрывки из театральных спектаклей. Последнее стоит отметить особо – 26 марта в рамках форума будет дан старт «Ночи театров» (она пройдет на собственных театральных площадках с бесплатным – по предварительной регистрации – входом). Наконец, в Манеже у зрителей будет возможность просто познакомиться с городскими учреждениями культуры – если верить департаменту, в Москве действуют 170 театров, 450 музеев и выставочных залов, 130 кинотеатров, 1600 библиотек.

Ну, и конечно, Московским культурным форумом разговор с Александром Кибовским не ограничится. Вопросы приветствуются.

Гости передачи «Музейные палаты» в субботу, 11 марта – куратор фотовыставки Best of Russia на Винзаводе Людмила Ударцева, менеджер проекта Ксения Аралова.

 

Выставка традиционная и открылась уже в девятый раз. Показанные здесь почти три сотни работ отобраны по результатам конкурса. Конкурс открытый, участвовать в нем могут как профессионалы, так и любители. Возрастной и географический охват тоже самый широкий.

Разделы конкурса также традиционные. Начнем с «Природы» – тут, в общем-то, две линии: красивые пейзажи (которые легче снять, но не всегда до них просто добраться) и животные (а вот тут еще надо постараться поймать кадр). 

 

«Архитектура». Тут в основном играют на красоте графичного кадра. Хотя некоторые фотографии могут обретать и социальный аспект, как фиксация московской «Ночи длинных ковшей».

 

Номинация «Стиль», понятно, предполагает всяческие красивости. Ну, что-нибудь вроде этого.

 

Наконец, раздел «Люди, события, жизнь». Самый широкий, поскольку сюда попадает все, что не включено в предыдущие – от рыбака на озере до художника Павленского на фоне горящей двери ФСБ.

 

Ну, и в заключение – из работ фотографа Андрея Давыдовского.

 

Выставка продлится по 26 марта. Фотографии с нее можно также посмотреть на  сайте проекта

 

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире