moscowtravel

Путешествие по Подмосковью (блог передачи)

19 августа 2017

F
Cлушать

 

В Муранове состоялся очередной День варенья.

 

По традиции «День варенья» проходит в в Муранове середине августа. И также по традиции (усадьба все-таки помнит имена Боратынского и Тютчева!) связан с литературной тематикой – например, здесь регулярно проходит викторина по теме варенья в русской литературе. И конечно, присутствуют книжные развалы.

 

Ну, а главное для публики – мастер-классы вареньеваров с последующей дегустацией. 

 

Вареньевар Мария Свешникова представила «любимый рецепт Александра Тютчева» (это племянник поэта, который, по легенде, женился на простой крестьянке, прельстившись ее  кулинарными способностями).

 

Основные ингредиенты: груши и лимоны.

 

А теперь подробности: для начала из груш вырезается сердцевина и отправляется в воде на огонь (цель этого процесса – извлечь содержащийся там пектин). Обратим также внимание на  отправленную в воду сеточку для заварки: внутри там звездочки бадьяна (а в  сеточке они для того, чтобы проще потом вытащить).

 

Из лимонов между тем выжимается сок, которым заливается мелко нарезанная груша. Надо помешать, а еще лучше – оставить постоять часа на два.

 

Сердцевины груш вместе с  бадьяном извлекаются между тем из воды. Она же послужит для изготовления сиропа: кладется сахар и доводится до кипения. После чего в сироп кладется и  варится пропитанная лимонным соком груша.

 

И финальный штрих: розовый перец (его кладется совсем немного).

 

А вот совет от  вареньевара Хатуны Иронти по поводу варенья из абрикосов с ядрышками внутри: абрикосы надо только слегка надрезать, чтобы вытащить косточки. А потом через те же надрезы вставить ядрышки обратно.

 

На этом Дне варенья случилась и экзотика: на фестиваль прибыли сыровары – и показали, как запекать с вареньем камамбер.

 

Для начала на крышечке сыра делаются надрезы в виде сеточки.

 

Сверху посыпается травами, орешками – это уже дело фантазии.

 

Потом сверху кладется варенье (тут опять-таки можно поэкспеиментировать) – и в духовку.

 

Рецептура, как видим, фиксируется всеми возможными техническими средствами.

 

А теперь то, ради чего я  поставила обозначение «18+» (по той же причине фотографий с подробностями не  будет). Рецепт от вареньевара Марии Дидуренко – варенье из роз с розовым вином. Так что, дети, дальше не читайте.  :)

 

Скорее, говорит Мария, это даже не варенье, а джем-желе. Берется полтора литра сухого розового вина. После нагревания – когда только начинает закипать – кладется 50 граммов розовых лепестков (их следует перед этим помять).  После закипания добавить килограмм сахара и 45 граммов пектина, перемешанных вместе (это еще одна маленькая хитрость вареньеваров, чтобы из  пектина не образовывались комки). Вновь довести до кипения – и все готово. Но  детям давать не следует!  :)

 

Еще в традициях мурановских Дней варенья – концерт на веранде.

 

И разнообразные мастер-классы.

 

Свой мастер-класс провел и уже известный нам Музей столярных инструментов. Причем поработать с деревом, что любопытно, рвались не только отроки, но и отроковицы.

 

Во время мурановских дней варенья проходил и конкурс зрительских симпатий – скоро узнаем, какое варенье стало на этом фестивале рецептом года.

 

А вот тут можно посмотреть некоторые мурановские рецепты прошлых лет:  201420152016

В Муранове продолжается выставка «Ботаник», посвященная просветителю Сергею Рачинскому.

Информацию о других планах музея ищите на его сайте

 

 

 

В музее-заповеднике Александра Блока прошел очередной День поэзии. У его участников была в этот раз и возможность посетить мемориальную библиотеку Станислава Лесневского рядом с  одним из зданий музея.

 

Вообще-то именно  Станислав Лесневский стоял – тому уже почти полсотни лет – у истоков блоковских Дней поэзии в Шахматове. В немалой степени именно ему мы обязаны тем, что усадьба Блока в Шахматове была восстановлена и стала музеем.

После ухода Станислава Стефановича из жизни его сестра, Ирена Лесневская, начала строить в память о  нем библиотеку в Тараканове, части блоковского музея-заповедника. И еще два года назад мы видели там только забор с вывеской «Мемориальная библиотека С.С.Лесневского».

 

Год назад тогдашние участники блоковского праздника поэзии уже могли видеть завершенную коробку здания и небольшую временную выставку.

 

И вот планы Ирены Лесневской реализовались. Теперь библиотека уже открыта и полностью готова к  функционированию. Сюда перевезены более 30 тысяч томов библиотеки Станислава Лесневского, работает команда библиотекарей.

 

Собрание открыто для публики. В скором времени обещают открыть сайт с ее каталогом. Здесь же собираются проводить конференции, концерты и другие мероприятия – а также сотрудничать с  ближайшими школами.

Где это: в селе Тараканово, где также расположен один из объектов блоковского музея. В здании бывшей таракановской земской школы открыта музейная экспозиция, посвященная предкам Александра Блока по материнской линии, семье Бекетовых.

 

А вот таракановская церковь – где, кстати, Александр Блок венчался с Любовью Менделеевой – до сих пор стоит в лесах: реставрация тут затянулась.

 

Тараканово, в общем-то, пропустить про пути в Шахматово невозможно – оно как раз по дороге. Но в музей-заповедник Блока входит еще один важный адрес – это Боблово, где располагалась усадьба Дмитрия Менделеева. Там сейчас также музейная экспозиция, и о ней обещаю тоже как-нибудь рассказать.

 

05 августа 2017

Новости Зарайска

 

Старинный город Зарайск порадовал меня осуществлением давнишней мечты.

 

Еще в первый мой визит в  этот город, много лет назад, я приметила там замечательную водонапорную башню. И очень хотелось залезть на нее и взглянуть на окрестности сверху. Но – было невозможно: давно недействующая башня была накрепко закрыта.

И вот – свершилось. Теперь это музейный объект, и на башню можно подниматься вполне официально. Но  осторожно. :)

 

Строительство башни началось более ста лет назад – в 1914 году. Шесть ярусов, 29 метров в высоту. Модный в то время архитектурный стиль, заставляющий вспомнить мощные башни средневековья. А внутри – огромный бак, вода из которого распределялась по  окрестным кварталам под собственной тяжестью, что позволяло экономить энергию.

 

Со временем башню перестали использовать по назначению. Какое-то время она служила пожарной каланчой. Но и эта функция с развитием связи отошла в прошлое, и башня стояла закрытой, не используясь вообще никак.

Но наконец башню отреставрировали и открыли. Вид отсюда для посетителей открывается на много километров.

 

Внутренние уровни башни используются под временные выставки.

 

Кстати, около башни вновь установили водопроводную колонку – тоже столетней давности. И она действует.

 

По пути от башни к  зарайскому кремлю, полностью сохранившейся крепости начала XVI века, сейчас обустраивается пешеходная зона.

 

Вспоминают и прежние названия улиц.

 

Главное же – весь исторический центр города сохранил и старинную планировку, и традиционную этажность. Это принципиально, говорит мэр города Олег Сынков (точнее, официально это называется «глава городского округа Зарайск», но оставим бюрократизмы). Более того – сейчас в Зарайске собираются бороться даже с такими вроде бы мелкими нарушениями архитектурной чистоты, как пластиковые окна или обшивка сайдингом. И это позитивно.

 

Есть свои новости и в зарайском музее-заповеднике.

 

Известно, что в  постоянной экспозиции музея особое место занимает археология – причем за счет собственных находок (в городе не первое десятилетие работают археологи Академии наук). Но до сих пор раскопки шли вне самого кремля – а теперь перешли и на его территорию. Будем ждать новых находок.

 

Ну, и напомню, что в  музее открыта сейчас выставка «Бахрушины и Зарайск»  – совместная с московским Театральным музеем им. Бахрушина.

 

Что касается городских и  окрестных мероприятий: недавно около Зарайска прошел традиционный фестиваль исторической реконструкции, Зарайский ратный сбор.

Вот лагерь участников – не только демонстрация средневекового быта, но и мастер-классы для публики. Например, по печению лепешек или монтажу кольчуги.

 

Традиционные на «Сборе» соревнования по стрельбе из лука. Между прочим, оказывается, очень даже  захватывающее зрелище. Только под стрелу подставляться не надо.

 

Ну, и главное событие: реконструкция сражения у стен средневекового острога.

 

Для тех, кто не успел на  «Ратный сбор», есть и другая возможность. С 11 по 13 августа здесь будет отмечаться День города. А Зарайский музей-заповедник проведет 13 числа День зарайского огородника на территории Дома-музея скульптора Анны Голубкиной – дед которой, как известно, как раз огородничеством и занимался.

А в общем, город Зарайск вполне можно посетить и без всякого повода – там действительно интересно.

 

 

 

Международный конный фестиваль военно-исторической реконструкции им. Дениса Давыдова прошел на Бородинском поле уже в четвертый раз – то есть о нем вполне можно говорить как о традиционном.

 

Так выглядели гусары Ахтырского полка, в котором и служил Денис Давыдов.

 

Несколько подвел собравшихся начавшийся дождь. Впрочем, ни  участников, ни публику он не разогнал.

 

Разыгранный эпизод представлял собой фрагмент действий партизанских групп (которые как раз и создавал гусар Давыдов) – стычку за  французский обоз.

 

Вклад в задымление поля вносила больше всего артиллерия – и  тем, кто подобрался поближе, был хорошо винен весь довольно сложный процесс: один прочищает ствол, другой засыпает порох, третий поджигает его фитилем… Вот почему при одной пушке требовалась целая команда.

 

В конце концов дело завершилось пленением обоза – понятно, вместе с маркитантками.

 

Финальный парад участников.

 

Но это далеко не финал всего действа – и до него, и после, зрители могли пообщаться с участниками и изучить военный быт 1812 года на  бивуаке.

 

А вот и своеобразные мастер-классы – и стрельбы из  кремневого ружья, и верховой езды.

 

Лошадки между тем отбывают с поля – но уже не своим ходом, а  на специальном транспорте.

 

И только телега, игравшая роль отбитого у французов обоза, отправляется по автодороге своим ходом.

 

Теперь о ближайших бородинских планах. 6 августа здесь собираются играть в «живые шахматы». Площадка уже готова. С российской стороны заявлен Анатолий Карпов. А кто будет с французской – пока держится в  секрете. 

 

Ну, и напоследок совет для выезда на подобные загородные мероприятия: вот как лучше всего спасаться от перепадов погоды. И не промокнешь, и ничего тяжелого и громоздкого с собой таскать не придется.

 

Ну, а традиционные «Дни Бородина» к годовщине сражения – это первый уик-энд сентября. За подробностями отправляйтесь на сайт музея

 

 

В деревне Никола-Ленивец прошел очередной фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние».

 

Напомню, что Никола-Ленивец – никакая не шутка, это действительно название населенного пункта. А вокруг него уже не первый год складывается целый мир архитектурных, скульптурных и ландшафтных объектов. Первоначальное увлечение художников переросло со временем в регулярный фестиваль – и каждый год тут добавляются новые сооружения.

В этом году фестиваль прошел под девизом «Как жить?» – похоже, не без намека на знаменитое «…но вы  держитесь». Главным принципом выбрали функциональность.

Среди предложенных функциональных объектов появился, например, дом для скейтеров с рампой, под лозунгом «аскейтизм».

 

«Дом с люстрой», где люстра живет над крышей в стеклянном фонаре, возник посреди пруда.

 

А вот «кибитка» – передвижной объект на шасси автобуса ПАЗ, который уже облюбовала небольшая театральная труппа. Внутри, как убедились зрители, можно и репетировать.

 

Вот набросок виллы, конструктивные элементы которой – стандартные бетонные заборные плиты.

 

Деревянный модуль «три в  кубе», по мысли авторов – базовый элемент любой возможной конструкции.

 

Вот «конура» – домик для хозяина и любимой собаки (собака тоже удостоена бэджа «участник»). Пса, между прочим, зовут Бойс. :)

 

Перформанс художника Сергея Катрана напомнил об известной бочке Диогена.

 

Впрочем, вспомним и  старенькое – никола-ленивецкую классику.

 

Об истории возникновения всего этого и многого другого я уже как-то рассказывала – смотрим сюда

 

Но вот и предостережение от организаторов (хотя, надо признаться, все мы тут много куда лазили).

 

Посетить же  Никола-Ленивец и посмотреть все это можно не только в дни фестиваля, а и в  любое другое время.

 

=======================

Ну, и вот вам некоторые анонсы предстоящего августа:

 

6 августа: в усадьбе Шахматово пройдет Блоковский праздник поэзии.

6 августа: в Музее-заповеднике «Бородинское поле» состоится шахматный турнир «Живые шахматы».
12-13 августа: в Муранове пройдёт гастрономический фестиваль «День варенья».

13 августа: Музей-заповедник «Зарайский кремль» приглашает отпраздновать День зарайского огородника на территории дома-музея скульптора Анны Голубкиной. 

19 августа: праздник «Три Спаса» в  Мелихове.

26 августа: Фестиваль уличной культуры в Сергиевом Посаде.

31 августа в Музее Цветаевой в Болшеве – День памяти поэта.

 

Если знаете про еще что-то интересное – пишите в комментариях.

 

В музее-усадьбе Мураново открыли выставку под названием «Ботаник». Посвящена она действительно ученому-ботанику – Сергею Рачинскому.

 

Что самое интересное: имя героя, возможно, не всем известно. А вот в лицо его, несомненно, знают все – по  одной из самых известных картин в Третьяковской галерее.

 

Да, это картина художника Богданова-Бельского «Устный счет». Так вот, учитель на ней – это Сергей Рачинский и есть.

А предыстория тут совершенно особая. Рачинский считался одним из самых талантливых студентов естественного отделения Московского университета – куда поступил в  пятнадцатилетнем возрасте, а к 24 годам уже защитил не только магистерскую, но  и докторскую диссертацию и стал профессором. Вот как он выглядел в это время – сохранились фотографии.

 

Одна за другой выходят научные публикации Рачинского.

 

Кстати, он же первым перевел на русский язык книгу Дарвина «Происхождение видов».

 

И вот – конфликт с  руководством университета. В знак протеста против преследования участников студенческих выступлений ряд профессоров, включая Рачинского, вышли в отставку. И что же делает наш герой?

Представьте, едет в свое имение, строит там школу и учит детей. При этом пишет труды по педагогике, переписывается с Толстым, оказывает содействие другим организаторам народного просвещения. Ну, и продолжает научные исследования – спустя много лет его все же сделают членом-корреспондентом Академии наук.

 

В экспозиции показаны и  различные предметы школьного быта конца XIX века (вы не поверите, но один юный зритель принял грифельную доску в витрине за современный планшет!).

 

Кстати, Николай Богданов-Бельский ту картину написал по личным впечатлениям. Он был одним из  учеников Рачинского в созданной тем сельской школе, и именно на его средства был отправлен учиться (как бывало и с другими учениками, в списке которых оказались и ученые, и певцы, и также преподаватели).

Этот графический портрет – также работа Богданова-Бельского.

 

В фондах музея Мураново хранится и еще один, живописный портрет Сергея Рачинского работы Богданова-Бельского.  

 

Вы спросите: а при чем здесь Мураново? А дело в том, что хозяину усадьбы, поэту Евгению Боратынскому, Рачинский приходился родственником – племянник, сын его сестры. Ну, и со следующими поколениями мурановских жителей тоже был знаком. С Тютчевыми также переписывался – и они спрашивали его совета при создании школ для крестьянских детей.

 

Да, и «ботаническая» тема – в виде гербариев – на выставке, разумеется, тоже представлена.

 

И тут есть забавное дополнение к гербариям научным. В библиотеке Муранова, между листами томов энциклопедии, были обнаружены заложенные туда растения. Они тоже нашли свое место в экспозиции.

 

В музее есть и другие «ботанические» планы – в частности, создать «Ботанический атлас Муранова». Выставка будет до осени.

 

За прочими мурановскими событиями (летом там много всего) следите на сайте музея. Вот совсем недавно прошел праздник сенокоса. А впереди (12 и 13 августа) – очередной гастрономический фестиваль «День варенья». Рецепты с предыдущих можно прочесть здесь и здесь. Советуем сладкоежкам запастись толстыми блокнотами для записи рецептов от мурановских вареньеваров.

Об истории Муранова и о дороге туда можно прочитать здесь и здесь

 

«Бахрушины и Зарайск» — таково название новой выставки в Зарайском музее-заповеднике (напомню, для тех, кто давно в Зарайске не был, что музей живет теперь в здании бывших присутственных мест на территории зарайского кремля).

Бахрушины — купеческая династия в XIX — начале ХХ века хорошо известная, причем не только как предприниматели, но и как благотворители. Не  случайно и Театральный музей в Москве носит имя своего основателя Алексея Бахрушина. Да и многое другое, в Москве и не только — заслуга бахрушинской фамилии.

На этих портретах — представители уже московской династии Петр Алексеевич Бахрушин и его жена Екатерина Ивановна.

Ну, а занимались Бахрушины кожевенным и суконным производством.

Но каким образом семья Бахрушиных связана с подмосковным Зарайском?

А дело в том, что происходили Бахрушины именно из этого города. И не потеряли с «малой родиной» связь. Напротив, активно занимались здесь благотворительностью — так, еще в 1848 году на средства Бахрушиных была устроена школа на 150 детей для бесплатного обучения по программе народных училищ. А на этой фотографии — закладка здания земской больницы (опять-таки на средства Бахрушиных).

На территории зарайского кремля тоже есть постройка, возведенная на средства Бахрушиных — это собор Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Обратим при этом внимание на имя архитектора.

Между прочим, Константин Быковский — зодчий отнюдь не провинциальный. Это был главный архитектор Московского университета, а также автор университетского клинического городка на Девичьем поле в Москве. Есть и другие его заметные постройки. Словом, пригласили Бахрушины для осуществления своего проекта архитектора более чем серьезного.

И при этом контролировали и утверждали все — даже на первом, еще приблизительном наброске есть автограф одного из Бахрушиных.

В городских архивах сохранились счета и прочая связанная со строительством документация.

Показателен в этом плане отчет о расходовании сумм, которые были пожертвованы другими жителями Зарайска на украшение церковного здания.

Смотрим внимательно: собрано 6230 рублей 73 копейки. И отчитались за расходование ровно тех же 6230 рублей и даже 73 копеек.

Сохранились, кстати, и  эскизы росписи собора.

Ну, и отдельная тема выставки — театр. Точнее, увлечение театром одного из представителей династии — Алексея Александровича Бахрушина.

Началось вроде бы банально — с приобретения нескольких эскизов театральных костюмов XVIII века (их предоставил для экспонирования второй участник выставки — московский Театральный музей им. Бахрушина).

А там и понеслось — не  оставляя предпринимательской деятельности, будучи гласным городской думы, участвуя в различных общественных начинаниях, Алексей Бахрушин при этом активно коллекционирует все связанное с театром. Вот, например, любопытное издание 1790 года: «Полное собрание всех российских театральных сочинений». Обратите внимание: в витрине — аж 32-й том (вот сколько уже к тому времени было написано пьес).

А вот веер с автографами российских актеров и театральных деятелей начала ХХ века.

Особняк Бахрушина в Москве фактически стал театральным музеем задолго до того, как получил официальный музейный статус.

1913 год: торжественная передача Алексеем Бахрушиным своей коллекции в ведение Российской академии наук.

По этому же поводу — дружеский шарж на А.А.Бахрушина художника Дмитрия Моора.

Ну, и конечно, на  выставке представлены разнообразные приметы эпохи.

Не следует, между тем, забывать и про постоянную экспозицию музея, где среди прочих экспонатов есть исключительного интереса палеолитическая скульптура — вырезанный из кости мамонта бизон (двадцать тысяч лет работе — а любой сегодняшний анималист позавидует!).

О новой, обновленной постоянной экспозиции зарайского музея в здании на территории кремля я уже рассказывала здесь. О самом городе читайте тут, о расположенном в нем же музее скульптора Анны Голубкиной — тут.

Еще из зарайских событий: в последний уик-энд июля, то есть 29 и 30 числа, здесь пройдет традиционный фестиваль исторической реконструкции — Зарайский ратный сбор (немного картинок с позапрошлогоднего можно посмотреть здесь).

Внимание! — в этом году в проведении фестиваля есть изменения. Связаны они с тем, что на территории кремля идет реставрация сразу нескольких объектов — в частности, Никольского собора XVII века.

Так вот, основные события «Ратного сбора» в этом году пройдут не в самом Зарайске, а рядом с ним, на  берегу реки Осётр, близ деревни Карманово (подробности ищем на музейном сайте). Правда, во второй день, 30 июля, музей обещает некоторые мероприятия и в самом кремле.

Ну, и наверно, последняя новость. Музей реставрирует сейчас одну из башен кремлевской стены, чтобы разместить в ней экспозицию, посвященную событиям Смутного времени (а воеводой в Зарайске, между прочим, был тогда князь Дмитрий Пожарский). Как откроют — расскажем подробнее. :)


 

В музее-заповеднике Мураново начался традиционный фольклорный праздник «Сенокос».

 

«Начался» – это потому что продлится два дня, субботу и  воскресенье. Конечно, нынешнее лето вызывало законные опасения насчет погоды. Но те, кто не побоялся приехать в первый день, не прогадали – дождя практически не было.

 

Традиционные для праздника сенокоса мастер-классы основаны на только что полученном с луга материале. Во-первых, это плетение венков.

 

И второй «сенокосный» мастер-класс – изготовление лошадок и  кукол из травы.

 

Ну, и конечно, прочие мастер-классы, уже не столь строго привязанные к покосу – обучение игре в крокет, отливка оловянных солдатиков, всевозможные аппликации-рисунки-плетения.

 

Пляски вместе с фольклорным ансамблем – это тоже своеобразный мастер-класс: па народного танца почти никому не известны. Правда, на одного, рискнувшего выйти в круг, почему-то приходится добрый десяток стесняющихся, которые остаются просто зрителями. 

 

Особое, наверно, удовольствие для городского жителя – поваляться в стогу.

 

А также аттракционы без всякой электроники.

 

В Муранове открылась также новая выставка – «Ботаник», посвященная ученому и просветителю Сергею Рачинскому. О ней речь еще пойдет в  одном из ближайших выпусков передачи «Путешествие по Подмосковью». Ну, а  праздник сенокоса продлится еще один день, в воскресенье. Подробности программы – на музейном сайте

 

 

Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник порадовал зрителей новой исторической выставкой. Но вот тематика неожиданная – выставка посвящена… велосипеду и называется «Быстроног – велосипед по-русски». Речь идет здесь о  появлении и распространении велосипеда в императорской России – что началось во  второй половине XIX века, то есть примерно полтораста лет назад.

 

Такой велосипед, с  разновеликими колесами (выпускался в 1880-х годах), получил прозвище «паук». И  ездить на таком, конечно, было не просто – во всяком случае, падать высоко.

 

Кроме того, ездить на  таком велосипеде можно было исключительно по хорошим дорогам – колеса в то время делали еще без пневматики.

 

Неудивительно, что к  началу 1890-х годов «пауки» стала вытеснять другая, более безопасная конструкция – с колесами равной величины и сиденьем, расположенным между колесами. Вот этот – произведение фирмы «Пежо», датированное 1889 годом.

 

Отметим здесь литые шины (но по-прежнему не пневматические).

 

Отметим мимоходом и  достаточно для того времени спортивную одежду, в которую облачен велосипедист. Впрочем, еще более наглядно это на примере дамы.

 

А дело в том, что на даме вместо юбки – шаровары. Что мы видим также и на декоративных тарелках того же  времени – в общем, сплошная эмансипация.

 

 

Но что здесь также важно отметить – это защиту цепной передачи, чтобы – юбкой ли, шароварами ли – не  зацепиться.

 

Однако забота о дамах вызвала к жизни и иные конструктивные новшества. Вот довольно редкий экземпляр велосипеда (Франция, 1900 год), у которого, если приглядеться, вообще нет цепной передачи.

 

А привад здесь обеспечивается посредством торсионного вала и двух пар конических шестерен.

 

Вот еще пример заботы о  дамах – трицикл (Англия, 1912 год). Интересно, что здесь применен дифференциал – что в то время было достаточно новым и для автомобилей.

 

Но вернемся к истории. Когда же появились велосипеды в России?

Оказывается, уже в 1860-х годах. В то время велосипеды еще завозились из-за границы, они были дороги и  рассматривались еще не как транспортное средство, а скорее как аристократическое развлечение. Тем более, что кататься тогда разрешалось лишь  за пределами городов или в специальных закрытых пространствах. Процитирую, например, постановление генерал-губернатора Архангельска: «Воспрещается всем без исключения езда на велосипедах по тротуарам улиц, в общественных садах и по аллеям городских бульваров». И не просто воспрещается – нарушителям грозят штрафом или арестам.

Отметим также, что обладатель велосипеда должен был заплатить особый налог, а также получить «билет на право езды на велосипеде» – примерный аналог нынешних водительских прав.

 

А еще у велосипедов должны были быть номерные знаки (между нами, и сейчас бы не помешало, ибо велосипедисты ведут себя на дороге так, как не вели бы, если бы не чувствовали полную безнаказанность).

 

Отметим, что велосипедам полагались сигнальные устройства и фонари. Вот этот звонок похож на те, что привычны и нам.

 

А вот классический клаксон с грушей.

 

Разнообразие фонарей было еще большим. Вот, например, устройство, в которое внутрь вставлялась свеча.

 

Были фонари керосиновые, масляные, карбидные…

 

Число велосипедистов, невзирая на все сложности, росло. О чем свидетельствует, в том числе, и немалое количество сувениров на «велосипедную» тему – часы, посуда, трубки, портсигары и спичечницы, кабинетная скульптура…

 

И велосипедисты принялись объединяться. Первым, в 1883 году, возник «Царскосельский кружок велосипедистов». Годом позже – «Московское объединение велосипедистов-любителей», а вскоре – и Санкт-Петербургское.  За ними последовали другие региональные общества.

 

Пусть на первых порах эти общества насчитывали не более нескольких десятков членов, зато они активно продвигали велосипед – устраивали коллективные поездки, помогали справиться с  регистрацией и получением разрешений. Появились и специализированные печатные издания.

 

Ну, и конечно, не  обошлось без соревнований.

 

Первая в России велосипедная гонка была организована в 1883 году в Москве на Ходынском поле. Дистанцию в полторы версты первым преодолел тогда гонщик на велосипеде «паук». Но уже скоро стали появляться специализированные гоночные модели – от них требовались не только прочность, но и легкий вес.

 

На последней, фотографии,  между прочим, велосипед уже российского производства.

Первой, в 1886 году, фабрика по производству велосипедов была основана в Лифляндской губернии, в  Риге. Фабрика носила название «Россия», ее основатель, Александр Лейтнер, сам был спортсменом. Производилось в Риге полтора десятка различных моделей (были среди них и многоместные).

Несколько позже, в 1893 году, была основана московская фабрика «Дукс» (ее основатель – обрусевший немец Юлий Меллер).  Позже она станет производить также и автомобили, и мотоциклы, и аэропланы. А вот на выставке дорожный велосипед 1909 года производства этой фабрики.

 

Между тем внимание на  велосипеды обратили и военные. В России первые опыты такого рода были произведены в 1888 году. Была разработана конструкция, получившая название «самокат образца 1891 года», армия снабжалась ими из расчета 2 «самоката» на  полк. А в 1894 году даже сформировали отдельную колонну «самокатчиков» (к началу первой мировой войны таких было уже 25).

 

Поэкспериментировали и со складными велосипедами – на примере французской модели, так называемого «велосипеда Жерара».

 

А вот он и живьем (производства опять-таки фирмы «Пежо») – хотя в конце концов в армии не  прижился, ибо поставки из-за рубежа обходились дороговато.

 

Взрослые велосипеды, как мы видим, неизменно совершенствовались. А вот за кого обидно – это за детишек. Детские велосипеды на выставке тоже представлены.

 

Этот (конца XIX века), понятно, кустарного производства. И ход должен быть жесткий – колеса тут железные. 

 

Но вот и другой – это уже дорогая французская игрушка того же времени. И у этой деревянной лошадки – колеса также деревянные, но с металлическими ободьями. В общем, принцип самого раннего «костотряса» 1860-х годов.

 

Откуда все это в  Звенигородском музее? Это выставка совместная с Музеем истории велосипедного дела в России (это частное собрание Андрея Мятиева). Всего здесь около 130 разнообразных экспонатов. 

 

Выставка «Велосипед по-русски» открыта в административном корпусе музея, который находится за  стенами Саввино-Сторожевского монастыря. Для энтузиастов возможно ее посещение в сочетании с велосипедной экскурсией.

Напомню, что внутри монастырской ограды продолжается еще одна временная выставка – «Левитан и его современники». И, похоже, музей серьезно увлекся сопровождением своих выставок мероприятиями на открытом воздухе – здесь, как и в случае велосипедов, также возможна экскурсия, только на этот раз по окрестностям Звенигорода, по местам, где работали показанные на выставке художники. Подробности выясняйте на месте или на музейном сайте

 

Наконец, вскоре в  Звенигороде предстоит традиционный Чеховский день – Антон Павлович, между прочим, в начале своей врачебной карьеры успел поработать в звенигородской больнице, так что его здесь помнят. «Праздник дачной жизни чеховского времени», как его назвали музейщики, состоится 23 июля в городском парке, начало в 12 часов.

 

 

В Больших Вязёмах, в отреставрированном здании Конного двора, открыли музейную экспозицию, посвященную эпохе Бориса Годунова.

 

Однако Большие Вяземы, составляющие сейчас вместе с усадьбой Захарово Историко-литературный музей-заповедник А.С.Пушкина, известны нам как выстроенная в XVII-XVIII столетиях усадьба Голицыных. При чем же здесь Борис Годунов?

 

Очень даже при чем, на самом деле. Именно это имение Борис Годунов (тогда еще просто боярин – что для него, сына помещика средней руки, означало вообще-то существенное продвижение вверх по социальной лестнице) получил в 1584 году в дар от царя Федора Иоанновича, женатого на Ирине Годуновой, сестре Бориса. И немедленно затеял там масштабное строительство.

Сегодня от построенного в Вязёмах при Годунове сохранилась церковь, для того времени весьма масштабная.

 

Однако письменные источники говорили исследователям, что постройкой храма Годунов не ограничился. Напротив, где-то поблизости стояли и  большие хоромы – по обычаю того времени, деревянные. И вот что писали проезжавшие здесь иноземные гости (не забудем, что стоит село Вязёмы на старой Смоленской дороге – как раз на пути с Запада к Москве): «В селении Вязома есть дворец, довольно обширный, обнесенный палисадником и окопанный рвом с рогатками. Подле дворца каменная церковь, очень изрядная; иконы и подсвечники в ней богаты и прекрасной работы

Но впереди была смута, во время которой тут промелькнули и  Лжедмитрий, и Марина Мнишек, и прочие заезжие поляки. В какой именно момент годуновский дворец сгорел – доподлинно не известно. Однако уже в тексте, датированном 1618 годом, говорится: «На  Вяземе острог сожжен и стоят 22 избы, а иные сожжены до половины…»

Новый этап строительства наступил здесь после 1694 года, когда Петр I пожаловал имение своему сподвижнику Борису Голицыну. Нынешний «Конный двор» и стал одной из первых построек. И уже в XVIII веке историков интересовало: а где все-таки стоял исчезнувший годуновский деревянный дворец?

А вот человек, который его нашел.

 

Знакомьтесь: старший научный сотрудник музея в Вязёмах Алексей Смирнов. Именно он – кстати, сам уроженец здешних мест, – заложил в  2002 году первый шурф близ здания Конного двора, тогда бывшего в состоянии почти руинированном. И добрался-таки до средневекового слоя, где обнаружилась керамика. Большей частью хозяйственная – тот шурф оказался на месте еще не  самого дворца, а поблизости от него.

 

Обратимся к нынешнему плану музейной территории.

 

Внизу слева – конный двор, дальше церковь, выше – флигели и  главный дом голицынской усадьбы XVIII века. А вот как соотносится с этим обнаруженный при раскопках культурный слой XIV-XVI веков.

 

С 2005 года начались работы по реставрации конного двора. Появилась возможность вести раскопки более интенсивно. И при этом вокруг здания XVIII века на глубине выявился слой пожарища.

 

И не только пожарища. Тут появилась уже иная керамика – фрагменты печных изразцов.

 

Дальше – больше: проявились и деревянные конструкции (включая, между прочим, дренажные трубы).

 

Фрагменты этих конструкций, вместе с другими находками, представлены в экспозиции.

 

Кстати, о находках. Они здесь разные. Вот в одной витрине – и медный литой образок, и пластинка из лазурита (тогда редкий на Руси камень – возможно, часть привезенной с Востока украшенной конской сбруи). А то, что в  кадре на первом плане – это оружие, било кистеня.

 

Самая, наверно, любопытная находка – керамическая свирель. Причем она еще и украшена гравированным рисунком – изображением скомороха с  медведем.

 

Кстати, экспозиция в Конном дворе позволит лучше ознакомиться и с убранством церкви в Вязёмах.

 

Дело в том, что открыт в ней обычно только нижний храм – хотя устройство его сводов тоже производит большое впечатление.

 

А вот храм верхний открывается лишь изредка – так что его росписи практически недоступны зрителю.

 

В экспозиции, посвященной эпохе Бориса Годунова, представлены копии этих фресок.

 

Представлен также макет столпов и главного купола со  схематическим отображением росписей.

 

В общем, неудивительно, что «наше всё» Александр Сергеевич, с детства регулярно бывавший в этих местах (ибо имение его бабушки Захарово было всего в трех верстах от Вязём), обратился к теме Смутного времени. 

 

Ну, а вот как в результате удалось реконструировать планировку годуновской усадьбы. Как выяснилось, исчезнувшие хоромы явно превосходили по размеру нынешнее строение Конного двора.

 

В экспозиции музея в Больших Вяземах – не только найденные при раскопках артефакты, но и подробная мультимедийная презентация, излагающая в том числе историю ведения здесь археологических раскопок. На что тоже  стоит обратить внимание.

 

О других частях музейной экспозиции я уже рассказывала: Вязёмы, главный усадебный дом, Захарово, усадьба бабушки Пушкина Марии Алексеевны Ганнибал, и новая экспозиция, посвященная ХХ веку в Вязёмах и соседнем Голицыне: 

 

=======================

 

А теперь напомню о событиях, запланированных в подмосковных музеях на этот июль.

Музей-заповедник А.С.Пушкина устраивает по выходным – но не в Вяземах, а в усадьбе Захарово – «Музыкальные вечера в  бабушкиной усадьбе».

О других музеях:

8 июля музей Нового Иерусалима неожиданно превращается в балетный театр – дают «Лебединое озеро».

15 июля в музее-заповеднике Мелихово – день памяти Чехова с книжной ярмаркой и литературно-музыкальным марафоном. Ну, а театр в  Мелихове работает постоянно – следите за программой.

15-16 июля в Музее Чайковского в Клину – музыкальный фестиваль «Именины П.И.Чайковского».

В эти же дни, 15-16 июля в Муранове – сенокос. В смысле, фольклорный фестиваль «Сенокос в Муранове».

 22 июля Сергиево-Посадский музей обещает авторскую программу своего главного археолога.

23 июля в Звенигороде – Чеховский день (Антон Павлович успел поработать в этом городе врачом) с праздником в городском парке.

В  Зарайске 29-30 июля, в последний уик-энд месяца – фестиваль исторической реконструкции «Зарайский ратный сбор». Сопровождать его будет музыкальный фестиваль «Зарайская слобода».

30 июля в Болшеве, в Доме-музее Марины Цветаевой отметят «Маринины именины».

И  30 же июля в Музее командира крейсера «Варяг» В.Ф.Руднева – ежегодный фестиваль военно-морской песни «Под Андреевским флагом». 

В  Архангельском по выходным – концерты в рамках VII международного фестиваля искусств «Мистерия»: от волынки до органа.

Ну, и наконец, в Поленове весь июль идет фестиваль «В поисках Земли обетованной». Что-нибудь интересное происходит каждое воскресенье – смотрите программу на сайте музея.   

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире